Национализм,
Сааховы и сегодняшние левые Азербайджана.
«Главное мы
независимы»
Рассказать всё по затронутым темам в
рамках одной статьи невозможно, поэтому я решил заострить внимание на основных вопросах
недавнего прошлого и дня сегодняшнего.
Одной из самых больших бед
современного Азербайджана является национализм. Он культивируется в сознании
людей как со стороны отдельных националистически настроенных «агсаккалов» так и
на государственном уровне – яркое тому доказательство амнистия Рамиля
Сафарова, которая была встречена ликованием в
националистической среде.
Ещё в Советское время, а я застал
немного (я родился в 1976-м г.) и был свидетелем того, что многие азербайджанцы
как то держались обособленно от
остальных – а в Баку тогда жило, много армян, русских, евреев и представителей других
национальностей. Замечал их близость к талышам и лезгинам, тогда как скажем
русские, евреи и армяне зачастую будучи соседями жили как одна семья и слова
известной песни Варум «Где без спроса ходят в гости…» и «Где рождения справляют
и навеки провожают всем двором» были справедливы для них, и лишь к немногим
азербайджанским семьям, но тогда будучи ещё мальчиком не находил объяснения для
такого обособления, оно мне казалось по меньшей мере странным. Это уже потом я
уяснил откуда росли ноги у этой обособленности, но об этом немного далее.
Сейчас всё чаще можно слышать слова,
об «исключительности» азербайджанской нации, часто из уст националистов горделиво
звучат слова: «такой как наша нация нигде нет». Однажды, услышав такое
высказывание я сказал: «Да-да, зиг хайль!» и вышел. О родстве между крайним
национализмом и фашизмом можно говорить много, достаточно вспомнить что многие
из предателей Родины в годы Великой отечественной войны были как раз, как это
ни странно звучит, из таких «национал-патриотов» в виде украинских бандеровцев,
чеченцев-исламистов, прибалтийских и западнобелорусских националистов. Понятно
что у каждого человека есть право гордиться своей нацией, своими традициями и
предками, но когда представитель одной нации начинает возвеличивать свою нацию,
то очень часто при этом унижает другие нации. Националисты считают это нормой.
В 80-е годы прошлого столетия
находившийся на задворках, но отнюдь не изжитый национализм нашёл благоприятную
почву для выхода наружу и способствовала его появлению не только западная
пропаганда агенты которой через «голос Америки» и отдельных
партноменклатурщиков, проталкивали мысли типа: русские вас обворовывают, вы зря
кормите Москву и даёте им нефть, вы могли быть независимой страной и т.д., но
им вторила и другая «подколодная» сила, которая всегда была врагом Советской
власти и народного просвещения – это исламское духовенство. Нельзя говорить о
разросшихся сорных вьюнах национализма не сказав об их главном рассаднике и
пропагандисте. Именно муллы поддерживали националистические и исламистские
настроения среди азербайджанцев, именно этим и объясняется их бОльшая близость
к лезгинам и талышам нежели к русским или грузинам, я уже молчу про армян,
которых, в ходе событий связанных с Карабахским конфликтом, националистическая
клика возвела в ранг врага № 1, а слово «армянин» стало ругательством (возможно
аналогичная ситуация и в Армении в отношении к азербайджанцам).
Стоит отдельно упомянуть множество
деятелей, собирательный образ которых показательно представил «товарищ» Саахов
из «Кавказской пленницы». Так вот, эти вроде бы Советские граждане под влиянием
скрытых национал-исламистов вели двойную жизнь, то есть официально они жили по
Советским законам, а в реальной жизни по «законам гор». Отсюда и дикое
отношение к женщинам как к вещам, нелюбовь к образованию и просвещению.
Ретрограды-консерваторы живущие во многих азербайджанских (да и в некоторых
бакинских) деревнях «очень плохо» смотрят на девушек тяготеющих к знаниям,
стараются своих дочерей поскорее выдать замуж, чтобы не пускать в институт.
Шито-крыто по законам гор и шариата в позднесоветское время бывали случаи
выдачи несовершеннолетних девушек замуж. Сааховы населяли Азербайджан в большом
количестве, причём были среди них и преподаватели ВУЗов, которые днём
преподавали студентам теорию эволюции, рассказывали о Большом Взрыве, а вечером
придя домой делали намаз – вот и делайте вывод.
Кроме этого, в Азербайджане была
распространена практика «мёртвых душ». Сводилась она к следующему, когда
рабочий договаривался о том что он не будет работать, но при этом останется в
штате, дабы рабочий стаж ему начислялся, взамен же он отдавал свою зарплату
директору предприятия и появлялся отныне на работе только в случае приезда
комиссии, сам же он шёл торговать на базар – меньше труда, больше прибыль.
Естественно что за него кто-то должен был работать и функции которые должны
были выполнять «мёртвые души» возлагались на остальных работников. Эта практика
сохраняется до сих пор почти во всех госпредприятиях, включая военные
организации. Кто-то может спросить: почему торговать на рынке было выгоднее чем
работать на заводе? – да потому что рынок только формально именовался
колхозным, а фактически был почти целиком спекулятивным. Показателен пример
показанный в фильме «Яблоко как яблоко» («Азербайджанфильм» 1975 г.), где один
из героев – простой честный парень, водитель грузовика привёзший яблоки на
базар видит, что яблоки продаются по 1 р. 50 коп. и идёт к заведующему рынком,
который ему говорит, что да где ты видел такие цены, выйди внимательно
посмотри. Тот вышел и видит – все яблоки по 50 копеек. Он продал зав.рынком
весь груз яблок по 40 копеек, и едва «сделка» состоялась, как яблоки стали
снова за полтора рубля.
Как-то
в разговоре с одним своим знакомым я сказал что национализм это фашизм без
свастики, конечно это очень грубое сравнение, но отнюдь не безосновательное. Армяно-азербайджанский
конфликт есть тому подтверждение. Он был инициирован националистической кликой
с обеих сторон и подогревался националистически настроенными журналистами. Я
как житель Азербайджана, не могу говорить о том что происходило на тот момент в
Армении, хотя у меня есть основания полагать что там ситуация была аналогичной.
Ещё до сумгаитских событий в начале 1988-го г. началась открытая антисоветская
пропаганда. Учитывая всё ещё высокий авторитет 26-ти Бакинских комиссаров, националистические
журналисты для начала распустили слух о якобы состоявшемся побеге Степана
Шаумяна, а затем добавили что из 26-ти Бакинских комиссаров (объявить их всех
врагами тогда они ещё не решались) были расстреляны все кроме армян – таким
образом они попытались втоптать в грязь как имена людей отдавших свои жизни в
борьбе за светлое будущее своей Родины, так и вбить клин между народами.
Наконец Сааховы смогли сбросить маски. Разжигание межнациональной вражды шло
полным ходом. По моим личным наблюдениям, период с 1987-го по 1992-й годы, стал
периодом массового оттока неазербайджанцев из республики. Национализм уже в
начале своего правления показал своё лицо:
·
«С
зажигательной речью перед собравшимися выступил азербайджанский поэт Хыдыр
Аловлу. Многочисленные выступающие, среди которых были известные в городе люди,
продолжали призывать к наказанию армян за Карабах, за азербайджанских «беженцев и мучеников из Кафана»,
требовать применения к армянам жёстких мер — «убивать и гнать их из Сумгаита, из Азербайджана вообще». В конце
практически каждого выступления звучал призыв — «Смерть армянам!». Выступавшие пользовались мегафоном, так что их
призывы разносились на прилегающие к площади улицы. Как пишет В. Кривопусков,
«на митинге открыто формировалась атмосфера массового психоза и истерии, в
которой люди должны были ощутить себя мстителями за якобы погибших
соотечественников в Армении и Нагорном Карабахе. С трибун взывали к долгу
мусульман сплотиться в войне с неверными. Страсти накалились до предела.
Обстановка вышла из-под оперативного контроля».
·
В.
Кривопусков констатирует: «К вечеру 27 февраля трибунные выступления переросли
в насильственные действия. Сотни сумгаитских азербайджанцев, распалённые
митинговыми призывами, подогретые спиртными напитками, раздаваемыми бесплатно с
грузовиков (следствием эти факты установлены), беспрепятственно приступили к
погромам квартир армян, их массовым избиениям, убийствам, которые длились до
поздней ночи. Государственные, партийные и правоохранительные органы города и
республики на беспрецедентные беспорядки в городе не отреагировали. Сумгаит
полностью перешёл во власть погромщиков».
·
«Прокуратура СССР по событиям в
городе Сумгаите завела уголовные дела. Объединённую следственную группу, в
которую вошли сотрудники органов внутренних дел России и других союзных
республик, возглавил следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры
СССР В. С. Галкин.
·
По решению Генеральной
Прокуратуры СССР, которое было согласовано с руководством страны, единого
общего судебного процесса не проводилось; дело было разбито на 80 эпизодов и
рассматривалось в судах различных городов. Первоначально было решено провести
все процессы на территории РСФСР. Один процесс действительно прошёл в Москве (в
Верховном суде СССР), три — в областных судах Волгограда, Воронежа и
Куйбышева; все остальные дела, однако, прокуратура СССР направила в суды
Азербайджана, и процессы по ним проходили в Баку и Сумгаите. Из огромного числа
погромщиков к судебной ответственности привлекли 94 рядовых участника —
преимущественно подростков и юношей. Около восьмидесяти человек было осуждено.
Один из них, Ахмед Ахмедов, был приговорён к смертной казни.
·
Во всех случаях мотивами
преступлений назывались «хулиганские побуждения». Такой подход исключил
возможность выявления вдохновителей и организаторов массового насилия. К судебной
ответственности не были привлечены подстрекатели из числа выступавших на
митингах. Не рассматривалась ответственность должностных лиц партийных и
правоохранительных органов Сумгаита за преступное бездействие. Прокуратура СССР
отвергла наличие доказательств подготовки к резне. Государственный обвинитель
В. Д. Козловский заявил, что наравне с армянами в Сумгаите пострадали
и представители других национальностей. Обращения в ЦК КПСС с призывами
провести объективное расследование сумгаитской резни не получили ответа.
·
В средствах массовой информации
были упомянуты лишь два первых процесса, остальные же прошли незамеченными.
Как пишет Том де Ваал, «к концу 1988 года, когда состоялись эти суды, атмосфера
в Азербайджане изменилась так радикально, что некоторые экстремистски
настроенные участники демонстраций в Баку даже несли транспаранты,
прославляющие „героев Сумгаита"» (Википедия.
Сумгаитский погром).
И
при всём при этом азербайджанские националисты предпринимали попытки возложить
вину за зверства в Сумгаите на самих армян и по сей день они муссируют миф, что
дескать там сами армяне убивали армян.
Джордж Сорос
в статье, опубликованной в 1989 году, предположил, что к армянским погромам
имела отношение местная мафия, руководимая бывшим главой КГБ республики
Гейдаром Алиевым который в 1987-1990 гг. находился на пенсии. Имеются
факты, свидетельствующие в пользу версии, что сумгаитский погром был тщательно
спланированной акцией. В город заблаговременно были завезены булыжники, местные
функционеры составили списки армян, присутствующие на митинге 27-го февраля,
прибыли на площадь по указанию руководителей предприятий и учреждений, толпе
бесплатно раздавали водку и наркотики. На промышленных предприятиях заранее
было изготовлено холодное оружие (заточенные арматурные прутья, пики, ножи
и т. п.). В ряде районов были отключены телефоны. Партийные и
советские органы власти бездействовали, сумгаитская милиция в ряде случаев
содействовала погромщикам. Однако в ходе проверки Генеральной Прокуратурой
СССР, проведённой по указанным фактам, данная информация подтверждения не нашла – лично у меня это уже
удивления не вызывает, ибо тогда уже данной организации было не до этого, а в
целом тем кто знаком с конфликтами на межнациональной почве разразившихся на
территории бывшего СССР данный сюжет думаю покажется знакомым. (продолжение см. тут)
|