Возвращение жадных беков, или те,
чьи имена нельзя произносить.
Наверное почти
каждый из нас читал народные сказки про жадных богачей. У разных народов их
называют по разному: баи, беки, лорды, сеньоры и прочие. Поскольку речь пойдёт
о современном Азербайджане, то остановимся на беках. Бек – искажённое в русском
азербайджанское слово «bəy»
(транскр. «бяй») то есть правильнее «бей», оно имеет два значения: первое –
беем называют жениха на свадьбе и второе – бей, это восточный феодал, помещик, позднее,
азербайджанский дворянин в дореволюционной России, а также просто богатый
человек, капиталист. Наряду с беем, употребляется и слово «ага» (азерб. «ağa»). Ага, говорят
зажиточным богатым людям, в переводе имеет значение «хозяин», в некоторых
случаях – «правитель». Например к МирДжафару Багирову, который 20 лет, будучи
первым секретарём ЦК, руководил Азербайджаном (с 1933-го по 1953-й гг), сами
азербайджанцы часто обращались «ага» вместо «товарищ», видимо сказывался
некоторый националистический настрой Багирова. Но несмотря на это подобные
обращения всё же стали архаизмами и встречались разве что в среде одиозных
консервативных националистически настроенных аксаккалов. И вот, вместе со
свершившейся контрреволюцией и уничтожением СССР, подобные обращения вновь
стали «выходить на поверхность». Вновь появились «ağalar» и «bəylər» (аги и беки).
Конечно,
хотелось бы чтобы ханы и беки навсегда ушли в прошлое и существовали разве что
в народных сказках, однако не тут-то было. Казалось, современному человеку должно претить подобное обращение, но тем не менее
отношение к современным бекам таково, что тут присутствуют и ненависть, как к
угнетателям-паразитам, и зависть – ибо многие мечтают занять их места, и
раболепие – раз он добился таких успехов, значит он человек достойный уважения
и неважно каким путём современный бек стал беком. Вообще, уважение к сильному в
Азербайджане распространено как нечто само собой разумеющееся.
Современные
беки, надо сказать, люди весьма своеобразные. Они содержат вокруг себя большое
количество различных спецов, которые соблюдают круг их интересов. Об этих людях
стоит упомянуть отдельно, ибо они денно и нощно следят чтобы имена их хозяев ни
в коем случае нигде не появлялись и не произносились если только это не
необходимо или сам хозяин не попросит чтобы его разрекламировали (поттеровский
Волан де Морт отдыхает), ибо употребление их имён, особенно в прессе и не
приведи на ТВ, означает вмешательство в их дела. Беки стоят над законом, им
можно всё.
Теперь
спустимся на грешную землю, и посмотрим чем живёт обыкновенный люд. Большинство
«крутиться» дабы заработать побольше денег, неважно каким путём – законным,
мошенническим, всё равно как главное – присвоение. Мечта самому стать беком
вседовлеюща. То есть подавляющее число населения Азербайджана можно отнести к
мелкой буржуазии, хотя само это слово крайне трудно для их понимания. Для того
чтобы понять почему это так, то придётся немного углубиться в историю. Начнём
отсчёт с конца второго десятилетия 20-го века. Именно тогда буржуазная национал-исламистская
клика во главе с М.Э. Расулзаде побывала у власти. Свергнув Советскую власть в
Азербайджане в июле 1918-го г. (а ещё до этого, собравшись в Тбилиси, 28 мая
того же года объявили Азербайджан независимым государством и заблаговременно
избрали своё правительство) «муссаватисты» начали расправу над большевиками,
пропагандируя национальную обособленность и приверженность исламу. После их
свержения в 1920-м часть их бежала за границу, однако семена национализма
посеянныее «муссаватистами» стали давать всходы уже при Советской власти. Даже азербайджанские коммунисты раскололись на
националистов (Н. Нариманов, кстати, именно по этой причине его памятник не
убрали и убирать не собираются) и интернационалистов (Г. Мусабеков).
Конечно
национализм, как национальный эгоизм явление буржуазное, но ростки его имеют
также и традиционалистские корни. И тут встаёт хороший вопрос: что заставляет
воспитывать детей в националистическом духе при отсутствии непосредственной
выгоды? Надо сказать, что в Азербайджане развилось поразительное сочетание двух
противоречащих друг другу негативных фактора – ислам и национализм. Казалось бы
ислам противостоит национализму ибо объявляет всех мусульман братьями,
независимо от национальности, однако националистические корни позволяют не всех
считать полноценными мусульманами. Как я уже указывал, националистическое
воспитание начинается с самого детства и контролируется родителями настолько
долго насколько их дитя находиться под их попечением. Малейшие отклонения от
«курса отцов и дедов» вызывает от нотаций до побоев. Приведу живой пример:
заслушалась дочка иностранную музыку – тут же мать одёргивает её:
- Ay balam, sən azərbaycanlısan (дочка,
ты же азербайджанка).
Конечно,
народная музыка народной музыкой, но вы представьте если бы вас заставляли
слушать только народные мелодии и всякий раз напоминали вашу национальность. Не
думаю чтобы вам это понравилось, но тут происходит следующее: часть молодёжи
протестует и иной раз, что называется, делает назло своим «старикам», а часть принимает
националистические взгляды и становяться их ярыми приверженцами.
Что касается
интеллигенции, то она, за редким исключением, имеет либеральные взгляды. В 80-е
годы, именно эта прослойка занималась разжиганием межнациональной розни через
СМИ, настраивала рабочих против Советской власти и прививала им сепаратистский
настрой. Более того, отдельные активисты, которые посчитали что им больше
незачем притворятся Советскими людьми, ходили по заводам и агитировали рабочих
выходить на митинги против Советского правительства. Причём эта агитация носила
самый агрессивный характер, то есть, внаглую подходили к тому или иному
рабочему и взяв его под руку понуждали его действовать в нужном им направлении:
- Кончай работу, сейчас решается
судьба твоей Родины, неужели тебе не надоело жить под русскими?
Тех, кто не соглашался, объявляли
предателями и устраивали психологическую травлю.
Но
надо отдать должное буржуазной интеллигенции. Они хорошо знали нравы и
приверженности своих соотечественников и умело играли на националистических и
религиозных чувствах. Сделав ставку на ислам и национализм, народившаяся
буржуазия сделала всё чтобы возврат к Советской власти был почти невозможен. В
первую очередь это касается введения в обиход слова «шахид» - буквально это
означает «свидетель» но в мусульманской традиции оно также обозначает воина
погибшего во время священного джихада против неверных. Объявив погибших в
организованной ими же бойне 20 января 1990 г. «шахидами», они закрепили свою
антисоветскую, антикоммунистическую власть. Таким образом, всякого кто бы стал
открыто говорить о необходимости возврата к социализму тут же можно было бы
объявить врагом всех мусульман и изменником интересов своего народа,
противником независимости Азербайджана и таким образом сделать изгоем. Каменные
таблички с именами «шахидов» развешаны по всем городам страны. Позже к
«шахидам» стали причислять и тех кто погиб в ходе Карабахской войны.
Многие
люди осознали, что стали жертвами подлейшего обмана и поняли что в Советское
время жилось лучше, но они боятся открыто об этом заявлять, бояться
общественного мнения, ибо исповедующих национал-исламизм гораздо больше чем их
сторонников. Буржуазная пропаганда официальных СМИ, идеалистическое
преподавание истории страны в школе и ВУЗах, засилье исламской идеологии
насаждаемой в мечетях – вот что характеризует сегодняшний Азербайджан. Всё
Советское объявляется пришлым и чуждым:
- O ruslarındır. O rusların dövründə olub (Это у русских. Это было во
время правления русских).
|