Добро пожаловать в торговый ад
Дата: 13.09.2012 г.
Добавил: baader
Ада Раевская
Меня всегда удивляло, как хорошо люди представляют
себе ад. Все круги. Это и подвешивания на крючьях за язык и огненные
котлованы, клеймо раскаленным железом… Ужас.. Рай же представляется
гораздо хуже… Облака, прекрасные сады; лев, лижущий ягненка; и ты,
гуляющий то ли с белым зонтиком, то ли с белыми крылышками…
Но это все философия. Хотелось бы перейти к
реальной жизни. Какие места в нашем городе многоуважаемые средства
массовой информации пропагандируют как рай? Где мы, читинцы, сможем
отдохнуть от будничной суеты, развлечь детей, купить что-то для себя и
домой, на наши далеко не рублевские зарплаты и после еще жить пару
недель ни на одной воде? Где мы не оставим добрую часть своей зарплаты,
согласно СМИ, за несколько минут развлечений для наших детей? Итак,
wellcome to Hell! Т.е. добро пожаловать в Торгово-развлекательный Центр
для всей семьи Макси!
Конечно, мне бы в голову не пришло писать об этом,
если бы по горькой иронии судьбы я бы не попала в самое пекло… Пока я
не стала продавцом-консультантом в одном из бутиков Макси.
Наш рабочий день начинается с 10 утра и
заканчивается в 22-00 вечера. 12 часовой рабочий день. Работаем мы два
дня через два. Вполне удобный, гибкий график работы. Хорошая заработная
плата от 15 т.р. + процент от продаж. Хорошие скидки в некоторых
отделах. Прекрасный коллектив. Как говорится, что еще надо? А надо на
своей шкуре почувствовать, каково это – работать на девочку, которая
годится тебе в сестры. На девочку, день которой начинается в СПА, а
заканчивается в огромном джакузи с бутылкой дорогого вина… На девочку,
которая в свои 20 с хвостиком является генеральным директором сети
дорогущих бутиков и центров красоты по всему городу. Остановимся
конкретнее на некоторых аспектах работы в «рае для читинцев
Как было описано выше, у нас 12-часовой рабочий
день. Вроде бы, что здесь такого: впаривай дорогущие шмотки от известных
дизайнеров покупателям, даже если девочка в этом платье выглядит ну как
черепаха в купальнике – нелепо, смешно и ужасно… Впаривай, описывай,
насколько она божественна, и как прекрасно тот или иной наряд обтягивает
ее идеальную, (даже если это далеко не так), фигуру. А также стрелять
заученными клишированными фразами, в духе: «В этом наряде вы словно
Принцесса из прекрасной сказки». Не смотря на то, что похожа ты на Бабу
Ягу, прошу прощения, из старой одноименной сказки. За эти 12 часов мы,
консультанты, не имеем права присесть или просто постоять, даже если зал
пуст и нет ни одного потенциального покупателя. Мы не имеем права
покинуть торговое помещение для удовлетворения хотя бы обыкновенных
человеческих потребностей. Нам дается по 15 минут на обед и ужин, можно
выйти 2 раза в туалет… Соответственно, никаких телефонов и переговоров
со знакомыми. Разговаривать можно только с покупателями и сотрудниками
магазина. На месте стоять нельзя, как говорится, подпирать стойку- она,
мол, не падает.. Нужно целый день быть в движении: проверять, по
размерам ли висит одежда, в одну ли сторону смотрят вешела, на всех ли
вещах есть ценники, все ли отпарено, нет ли пыли на кассе, чистые ли
зеркала и все в том же духе. При этом прекрасно выглядеть, успевать
заниматься покупателями, быть вежливыми и внимательными. Целый день
проходит под прицелом камер: они в торговом зале, в коридоре, на складе.
И не дай бог, встать без дела хоть на какое-то время, тут же прибегает
разъяренное начальство и начинает учить жизни, иногда с применением
воспитательных технологий, таких как ненормативная лексика и пр. Первый
раз выговор, потом штраф, потом увольнение. При этом, никто из выше
стоящих должностных лиц ни разу не стоял за кассой и не работал с
покупателями на уровне консультанта. А покупатели за весь день проходят
разные.… В общем, тяжело к концу рабочего дня сохранить доброжелательное
выражение лица и желание обслужить клиента по высшему разряду.
Люди часто спрашивают, чьего производства вещь,
которую они хотят приобрести. Мы отвечаем шаблонными фразами: Москва.
Польша, Франция. Открою вам глаза: вся одежда шьется в Китае. Конечно,
не на подпольных фабриках, а в хороших фирмах, но все же.. Там дешевая
рабочая сила, а вы представьте, если бы это все шилось в Москве, каких
бы денег стоили эти вещи.
Пойдем дальше. Как то нам пришло 100 с лишним
коробок груза, который, соответственно, надо было принять, а вслед за
ним провести учет всего товара. Я как раз вышла на выходные с
грандиозными планами на эти два дня… С самого утра поступил звонок и в
приказном тоне меня попросили выйти с выходного и помочь девочкам
принять груз. Да, груз принимаем мы, продавцы. И учет тоже проводим мы. И
на складе тоже весь товар слаживаем мы. И ценники клеем мы. И
отпариваем каждую вещь тоже мы. Как вы думаете, кто одевает манекены и
развешивает товар в зале? Мы. При всем при этом надо мило улыбаться и
работать с каждым клиентом. По идее, в каждом таком магазине должен быть
кладовщик, который будет следить за текучкой товара и нести
ответственность за склад. Но на наше предложение назначить кого-либо
ответственным за склад нам ответили отказом. Потому что «Каждый
консультант должен знать весь свой товар вплоть до мельчайшей ниточки».
Не трудно догадаться, что после учета была выявлена огромная недостача,
которая серьезно повлияла на зарплаты всех продавцов нашего отдела. На
что наша уважаемая Девочка с ухмылочкой сказала «Добро пожаловать в ад».
В то время мы работали без выходных 5 дней. Думаю, не трудно
догадаться, что к вечеру пятого дня я стала серьезным социопатом, и уже просто была не в состоянии выдавить из себя хоть какое-то подобие улыбки.
Что касается заработной платы, так это отдельная
история. У нас действует почасовая система оплаты, 45р. в час, однако
каждый из 5 консультантов работает на себя. Т.е. нам дается план на
месяц. Допустим, нам необходимо продать за месяц товара на 1200000. Мы
делим его на пятерых, соответственно, каждый должен реализовать товар на
240000р. Если индивидуальный план кем-то выполняется, он получает
премию в размере 5% от своей выручки. Если нет, то страдает коллектив –
зарплату снизят на 5% всем. Естественно, никаких сверхурочных или
праздничных нет, я уже не говорю о больничных. Однажды девушка,
консультант, пошла на склад на поиски очередного артикула или размера.
Ей пришлось забраться на самые верхние полки. К слову, на складе нет
стремянки, поэтому поднималась она по полкам. И, видно, не удержалась:
неудачно приземлившись на пол, сломала себе ногу. Каким то волшебным
образом, в этот момент у камер не оказалось ни администратора, ни
директора, ни охраны. Когда наконец нашли представителей руководства
нашего отдела, Девочка отказалась сначала отпустить ее с работы,- мол,
до конца рабочего дня осталась пара часов, потерпишь, но персонал
настоял на своем и горе-скалолазку забрали домой. Конечно, ни о каком
оказании профессиональной первой помощи и речи идти не могло. Она
попросила оплатить ей больничный, однако взамен получила расчет за
отработанное время и приказ об увольнении. Никакой защищенности от
производственных рисков и несчастных случаев на работе!
Меня часто спрашивают, почему такая большая
текучка кадров в Макси. Там работают те юноши и девушки, у которых
просто нет другого выхода, которым нужно оплачивать жилье, учебу. Это
чистая работа – мы не в пыли, не в грязи. Но чтобы терпеть такой
жестокий прессинг со стороны руководства, необходима просто железная
выносливость. В итоге становишься нервным, психованным, замкнутым. А
некоторые подшучивают: «Почему ты такая нервная, устала что ли? Что
тяжелого в том, чтобы впаривать тряпки людям? Да это самая легкая и
чистая работа!» и т.д… При этом многие из нас знают о своих правах,
знают о нарушениях, но все молчат. Потому что не любят толстосумы
работников, знающих свои права и свободы, от них избавляются. Конечно,
не везде так. Где-то гораздо проще, где-то тяжелее. Однако встречаются
такие ситуации очень часто и не только в ТРЦ «Макси».
Сейчас я не работаю там, однако стараюсь объезжать Макси стороной. Шопинг через букву Ж.
_______________________________________________________________________
|