Предисловие группы «Оппортунизму бой». 23 мая 2015 года под Луганском был убит командир бригады «Призрак» Алексей Мозговой. Реакция на гибель была различной – от искреннего сожаления и обещания продолжить дело до демонстративного зубоскальства в стиле, например, прорывовцев.
Предлагаем вашему вниманию взвешенный марксистский анализ и некролог без перегибов.
О Мозговом
Торжество контрреволюции в России ударило не только по русским трудящимся, но и по трудящимся вообще всех стран. Реакция началась по всему миру. Началось наступление буржуазии на права рабочих и на позиции «левых», способных буржуям помешать. Мы сейчас говорим об «идеях», потому остановимся на судьбе марксизма в «Дивном Новом Мире». Запрещать марксизм не стали: ведь этот метод уже использовали сто лет назад, без толку. Так что ЕВУ (Единственно Верное Учение – ред.) просто завалили тоннами лжи и заглушили «белым шумом» оппортунизма – людям со всех сторон и на все лады внушают: «Существующее сегодня устройство общества изменить нельзя. Современное устройство общества – практически совершенно, ничего лучшего человечество создать не в состоянии, а если кое-где имеют место кое-какие нестроения, то причина их суть не производственные отношения, а еврейские банкиры (или инородцы, русские националисты, украинские националисты, сепаратисты, пропагандисты извращений, пропагандисты традиционных ценностей – например, Милонов и Мизулина, сатанисты, РПЦ и её попы, имперцы, либералы, моралисты, имморалисты, коррупционеры, правозащитники – нужное подчеркнуть)». Буржуи сегодня смогли, как никогда раньше эффективно, взяться за сознание народа – современные СМИ дают уникальные возможности для манипуляций общественным мнением. Используя эту грандиозную пропагандистскую машину, буржуи начали усиленно культивировать и насаждать в массах мелкобуржуазное сознание.
Некоторые товарищи полагают, что мелкобуржуазное сознание – это непременно трусость, эгоизм, конформизм с гедонизмом вперемешку, алчность, неуёмная страсть к наживе и т. п. Вовсе нет. Носителю мелкобуржуазного сознания могут быть не чужды храбрость, самоотверженность вплоть до готовности к самопожертвованию, стремление к справедливости… Чёрт подери, да мелкий буржуа может из любви к «справедливости» даже и в «революцию» податься! Проблема в том, что у носителя мелкобуржуазного сознания нет чёткого и научного представления о том, как «справедливость» должна выглядеть. Картина «идеального общественного устройства», существующая в голове мелкобуржуазного «революционера», (обычно) полна нерешаемых противоречий, коих сам «революционер» (обычно) не замечает. Потому храбрых и самоотверженных мелкобуржуазных «революционеров» постоянно бросает из крайности в крайность, потому их постоянно используют «втёмную», поэтому они постоянно сражаются за чужие интересы. В конце концов, мелкобуржуазный «революционер» ВСЕГДА либо переходит на сторону эксплуататоров, либо становится банальным бандитом, либо гибнет (ясное дело, речь идёт о последовательном стороннике мелкобуржуазных взглядов, хамелеоны-перебежчики, хитрые демагоги и граждане, преодолевающие заблуждения и становящиеся настоящими революционерами, – не в счёт).
Взять для примера хоть Алексея Борисовича Мозгового, погибшего на днях. Типичный носитель мелкобуржуазного сознания.
«Справедливость», «совесть», «достоинство», «народ»… Эти слова на своих знамёнах пишут абсолютно ВСЕ политики. Кто ж в здравом уме признается, что он собирается творить несправедливость, поступать бессовестно и попирать достоинство народа? На Майдане вот – тоже, как бы, «революция ДОСТОИНСТВА» совершалась. Так что не очень ясно, почему Мозгового нужно было убивать из-за этого несчастного ролика (как утверждается в названии самого ролика).
Картина «идеального общественного устройства» по Мозговому – это, в сущности, современная пугачёвщина[1].
Всё то же самое – «за справедливость», «за совесть», «за достоинство»… «За всё хорошее», короче. Говорим, вроде, о политике, а используем понятия, предназначенные для разговора об этике. Путаем идеальное с материальным. В итоге – разговор ни о чём. У человека есть смутное чувство, что общество устроено как-то неправильно, но в чём именно «неправильность» – человек не понимает совершенно, не видит за деревьями леса, не осознаёт, что дело не в каких-то отдельных «подгнивших» институтах современного общества, а в самых базовых принципах, на которых общество построено. К сожалению, многие люди вообще не знают о существовании подобных принципов; о том, что эти принципы можно менять; о том, что именно из этих принципов растут и »справедливость», и «совесть», и «достоинство», – именно эти принципы суть то самое «бытие», которое «определяет сознание». К сожалению, Мозговой принадлежал к числу «непонимающих». Потому в голове у него творился самый настоящий бардак. То Алексей Борисович призывал бороться с «фашистской властью».
То, буквально через месяц, уже рассказывал, что фашизма на Украине нет, а вся война – это «чистейший бизнес»…
Очень правильный вывод. Насчёт «бизнеса». При капитализме вообще практически любое серьёзное движение – так или иначе будет «бизнес-проектом». Фашизм – тоже бизнес-проект, если уж на то пошло. Фашисты-то – не из какой-нибудь воняющей серой «преисподней» вылезают. Их приводят к власти определённые группировки капиталистов, ради защиты определённых финансовых интересов.
Так что одно другому не мешает – «бизнес» прекрасно может сочетаться с фашизмом, никаких противоречий тут нет. А вот Мозговому противоречия мерещатся, в его представлении – либо «бизнес», либо «идеология».
Впрочем, Мозговой «что-то такое» тоже понимал. Он, видимо, честно пытался осмыслить происходящее. А честное осмысление общественных явлений всегда приводит к классовой точке зрения:
Надо задать вопрос – а кому выгодно? Кому выгодно, что мы друг друга лупим? Может, всё-таки давайте заглянем вовнутрь происходящего. На той стороне фронта не такие же работяги сидят? Не такие же крестьяне? Не те же православные? Те же христиане, католики и т.д. Которые тоже в церкви молятся, ходят по воскресеньям как положено. Не такие? Такие же.
Тогда вопрос – кому выгодно, что мы друг друга бьём? Зачем бьём? Не для того, чтобы мы друг друга уничтожили? На радость «кое-кому». Так, может, пора в диалог вступать? С такими простыми людьми, как мы. С такими же простыми людями на той стороне, которые попали в мясорубку.
Провоевав почти год «за всё хорошее», Мозговой внезапно заметил «кое-кого», этот «кое-кто» непосредственного участия в сражениях не принимает, зато получает от сражений выгоду. Но по имени этого неприятного субъекта Мозговой не называет, враг так и остаётся загадочным «кое-кем». Однако, попыток осмыслить происходящее Алексей Борисович не оставляет.
И после вот этого разговора, состоявшегося в мае, Мозговой пишет уже куда более определённо: «Сейчас и мы стали не просто свидетелями, но непосредственными участниками одного из актов самоутверждения «хозяев жизни». Сколько ещё должно быть принесено в жертву простых людей, для удовлетворения «хозяев»? Пока одни утверждаются в качестве «мудрых политиков» (на службе у крупного бизнеса), другие уничтожаются и без всякого о том сожаления. Ведь как для крупного бизнеса, так и для политической элиты – мы расходный материал. Живое (пока) средство, достижения поставленных целей, которые в свою очередь преподносятся нам как единственное благо для народа. Так ли это на самом деле? Судя по происходящему сейчас, не совсем»…
Так недалеко и до выдвижения лозунга «превращения империалистической войны в войну гражданскую».
Если же таки начать произносить НАСТОЯЩИЕ имена, то получится примерно следующее: «Борьба за рынки и грабёж чужих стран, стремление пресечь революционное движение пролетариата и демократии внутри стран, стремление одурачить, разъединить и перебить пролетариев всех стран, натравив наёмных рабов одной нации против наёмных рабов другой на пользу буржуазии, – таково единственное реальное содержание и значение войны». (В. И. Ленин. ПСС, т. 26, стр. 1) Это – официальная позиция большевиков по вопросу о Первой Мировой войне. Тут уже никаких неясностей с недосказанностями нет. Классовый враг называется по имени. А если ты понимаешь, кто твой враг, – можно искать адекватные методы борьбы. Прискорбно, но Мозговой так и не успел «дозреть» до лозунга «пролетарии всех стран, соединяйтесь». Он погиб, так и оставшись борцом «за всё хорошее, против всего плохого».
И это не в укор говорится. Что Мозговой? Многие именитые философы, блестяще образованные и очень начитанные люди, не могли выбраться из капкана буржуазных идеек. «Не уничтожить капитализм и его основу – товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т. п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, «конституировать» её, сделать её всеобщей, абсолютной, «справедливой», лишённой колебаний, кризисов, злоупотреблений», – так Ленин описывал ход мыслей известного французского политика Прудона, например. Сомневаюсь, что Алексей Борисович читал Прудона, но мыслил он совершенно так же, как этот французский мелкобуржуазный социалист: – «Даёшь больше справедливости, и всё наладится!» Мысли добрые и благородные, только вот бессодержательные совершенно. Нового общества с такими идеями не построишь, с такими идеями можно – только вспыхнуть и сгореть. Символично, что примерно так и пишут о Мозговом в некрологах: «Этот человек, подобно комете, пролетел перед нами и сгорел в плотных слоях атмосферы. Но за этот короткий и стремительный путь он сделал достаточно, чтобы обеспечить себе место в истории. Помимо сугубо исторической роли одного из вождей новороссийской революции, Мозговой на долгие годы останется одним из символов борьбы за справедливое устройство общества и народное благо. Будут говорить, ну и что – его же убили, он сам не смог реализовать свои цели. Но, на мой взгляд, что он искренне пытался это сделать и положил за это свою жизнь. В этой короткой, но насыщенной жизни, больше смысла, нежели в жизнях тех, кто бесцельно проживает её в потребительском угаре, лёжа на диванах и смотря по ТВ очередную далекую или уже близкую войну»[2]. Вот видно, что хочется автору некролога Алексея Борисовича похвалить, но хвалить-то особо не за что. Только, разве, за то, что Алексей Борисович «не сидел на диване в потребительском угаре». Но – простите – разве «сидение на диване» многим хуже, чем роль «расходного материала», которым пользуется «крупный бизнес» ради достижения своих корыстных целей? Не лучше ли сперва понять и сформулировать СВОИ цели, а уж потом браться за автомат? Который раз призываю товарищей – не спешите вы на войну, сперва теорию подучите, хотя бы азы! Не то так и будете до конца дней бегать своими копытами по чужим делам, да ещё и гордиться при этом – «зато я на диване не лежу!» Учиться, учиться и учиться, товарищи дорогие. На выходных поставлю статью об эсерах, покажу на примерах из истории, что бывает с порядочными, честными и смелыми, но политически безграмотными людьми, которые лезут в революцию, не представляя, что именно в обществе нужно безжалостно ломать, а что – бережно укреплять.
Тов. Remi Meisner
[1]http://remi-meisner.livejournal.com/133963.html
[2]http://colonelcassad.livejournal.com/2198649.html
Оппортунизму - бой!
|