«Но где, скажи, когда была без жертв искуплена свобода?»
26 декабря 2013 13:44
Лариса Адамова
Прошло уже 188 лет с того декабрьского дня 1825 года, когда
раздался залп пушек на Сенатской площади, но мы и сейчас вспоминаем
героев того памятного времени. Чем нам дороги, почему так близки эти
люди?
Движение декабристов — это первый этап революционного движения в
России. «В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против
царизма, и это движение было представлено почти исключительно
дворянами»,— писал В. И. Ленин. Эстафету декабристов приняли во второй
половине XIX века революционеры-демократы, а на самом исходе века —
революционный российский пролетариат, который в союзе с крестьянством
уничтожил буржуазно-помещичий строй.
Говоря о роли декабристов, стоит вспомнить такие слова Ленина: «Узок
круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа». Да, первые
революционеры действовали в отрыве от народа. Путь свой они видели в
создании тайных обществ. Их политическое сознание — это сознание
передовых представителей тогдашнего дворянства. Далее Ленин писал: «Но
их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул
революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили
революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями
«Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом.
«Молодые штурманы будущей бури» — звал их Герцен».
Несмотря на то, что декабристы проиграли бой 1825 года, они показали
великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они
хотели освободить миллионы крепостных и навсегда покончить с
самодержавным деспотизмом. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно,
пользуясь своими чинами и имениями.
Слово героям
Из воспоминаний Матвея Муравьева-Апостола:
«Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь,
ради любви к отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были
чужды эгоизма».
«Еще война длилась,— писал Александр Бестужев из Петропавловской
крепости,— когда ратники, возвратясь в домы, впервые разнесли ропот в
классе народа. Мы проливали кровь, говорили они, а нас опять заставляют
потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят
господа…»
Из воспоминаний Ивана Якушкина:
«В беседах наших обыкновенно разговор был о положении России. Тут
разбирались главные язвы нашего отечества: закоснелость народа,
крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, которых служба в
течение 25 лет почти была каторга; повсеместное лихоимство,
грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще. То, что
называлось высшим образованным обществом, большею частию состояло тогда
из староверцев, для которых коснуться которого-нибудь из вопросов, нас
занимавших, показалось бы ужасным преступлением».
Из последнего письма Павла Пестеля:
«Настоящая моя история заключается в двух словах: я страстно любил мое отечество, я желал его счастья с энтузиазмом».
Михаил Лунин:
«От людей можно отделаться, но от их идей нельзя. Сердца молодого
поколения обращаются к сибирским пустыням, где великие ссыльные
блистают посреди мрака, в котором хотят их скрыть. Жизнь в изгнании есть
непрерывное свидетельство истины их начал».
Во время следствия над декабристами Петр Каховский заметил:
«Мы не составлялись в обществе, но совершенно готовые в него лишь
соединялись. Начало и корень общество должно искать в духе времени и
положении, в котором мы находимся. Смело говорю, что из тысячи молодых
людей не найдется ста человек, которые бы не пылали страстью к свободе».
Николай Бестужев писал о Рылееве:
«Освобождение отечества или мученичество за свободу для примера
будущих поколений были ежеминутным его помышлением; это самоотвержение
не было вдохновением одной минуты… но постоянно возрастало вместе с
любовью к отечеству, которая, наконец, перешла в страсть — в высокое,
восторженное чувствование».
…Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа,—
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
К. Ф. Рылеев
«Рассказы о возмущении, о суде, ужас в Москве сильно поразили меня,— писал Александр Герцен,—
мне открывался новый мир, который становился больше и больше
средоточием всего нравственного существования моего; не знаю, как это
сделалось, но, мало понимая или очень смутно, в чем дело, я чувствовал,
что я не с той стороны, с которой картечь и победы, тюрьмы и цепи. Казнь
Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей
души…»
|