Об освобождении женщин Востока
9 декабря 2012 02:40
Елена Нестерова
«Ни одно государство и ни одно
демократическое законодательство не сделало для женщины и половины того,
что сделала Советская власть в первые же месяцы своего существования».
В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 39, с. 201.
Баку, год 1921-й. Со всех концов Азербайджана съезжаются сюда женщины
на свой первый съезд. Многие впервые в жизни увидели город, железную
дорогу, трамвай, электрический свет, автомашину… Блюстители
мусульманских законов видят в съезде оскорбление национальных обычаев и
пытаются сорвать его, распространяя слухи, что это красные вожди
собирают азербайджанок в одно место, чтобы выбрать самых молодых и
красивых для своих гаремов. На улицах фанатики с криками бросаются на
женщину, осмелившуюся выйти из дома без традиционного покрывала — чадры…
Но дело организации съезда в надежных руках смелых и энергичных
представительниц этого края, прошедших революционную закалку в
совместной работе с российскими революционерками, и среди них первая —
Айна Султанова. Уже три года она — член партии большевиков, учится в
Институте красной профессуры и, главное,— знает все заботы и беды своей
сестры-мусульманки, знает, сколько в каждой женщине Востока скрыто
энергии, нереализованных возможностей. И она помнит слова Ленина: «Успех революции зависит от того, насколько в нем участвуют женщины».
Первый съезд женщин Азербайджана должен привлечь женщин к
социалистической работе, помочь им осознать свои права, предоставленные
им Советской властью, зажечь жаждой участия в общем деле. Он состоялся —
и стал важным событием в женском движении на Востоке. Айна с трибуны
призывала собравшихся учиться, работать, не покоряться тем, кто хочет
оставить их в рабском, униженном положении. Делегатки, поначалу
скованные, смущенные непривычной обстановкой, постепенно освоились,
стали задавать вопросы, просили, чтобы от их имени написали в президиум.
Одна из записок была такая: «Мы, женщины-мусульманки, надеемся, что
съезд запретит, чтобы нас выдавали замуж в 9—12 лет, когда мы только
начинаем цвести, в угнетение нашим мужьям». Первый массовый протест
женщин против установлений Корана и шариата… Чувство единства и
решимости взять свою судьбу в собственные руки овладело участницами
съезда, и вот Айна зачитывает телеграмму, которую собрание направило
В.И. Ленину, их приветствие Коминтерну: «…Клянемся, что с этого момента дело революции встречает в лице женщин Азербайджана надежного союзника…».
Вскоре Айна Султанова, Джейран Байрамова и другие активистки
организуют празднование Международного женского дня 8 марта — впервые в
Азербайджане. Это был еще один шаг на пути мусульманок к новой жизни, к
освобождению. По словам Клары Цеткин, Айна Султанова вместе с Клавдией
Ишковой стояли во главе коммунистической работы среди азербайджанских
женщин. Живой, острый ум, сильная воля, яркий темперамент, чуткость к
тому, как живут, что переживают те, кто рядом, незаурядная эрудиция —
удивительно, какой личностью стала эта крестьянская девушка! Счастливо
сложилась ее жизнь — родители оказались мудрыми людьми и, несмотря на
осуждение и насмешки односельчан, пошли против традиций, послали дочь
учиться. А в Баку ее главными учителями жизни были борцы за народное
счастье, ставшие потом легендарными комиссарами,— Мешади Азизбеков,
Нариман Нариманов, Гамид Султанов. Она приняла всем сердцем их дело,
стала их достойной ученицей и соратницей. В Бакинской коммуне Айна
работала под руководством С.М. Кирова. Конечно, счастливая судьба. Но
верно говорят: она находит тех, кто ее достоин.
Никакое общественное движение невозможно без своего издания — и Айна
Султанова создает первый на Востоке женский журнал «Шарк кадыны»
(«Женщина Востока»). Свидетели того времени рассказывают, что Ленин
говорил: ««Шарк кадыны» должен стать центром женского движения на Востоке».
Айна Султанова так и стремилась его вести. Журнал стал помощником
женщин в их просвещении, он способствовал освобождению от рабской
психологии, от безраздельной власти религии.
Большинство азербайджанок постепенно начинали ощущать вкус
открывшейся им жизни, видеть огромный, неведомый прежде мир. Таких были
сначала сотни, потом тысячи… Конечно, они и называли, и считали себя
мусульманками, но то, что происходило вокруг них и с ними, в чем они
принимали все более заметное участие, никак не укладывалось в рамки
исламских норм и предписаний. Фактически они все больше выходили из-под
власти религии. Этот знаменательный процесс в общественной жизни
республики тоже связан с именем Айны Султановой. После окончания
Института красной профессуры она была заместителем наркома просвещения
республики, потом наркомом юстиции, председателем Верховного суда
Азербайджанской ССР, заведовала отделом работниц и крестьянок ЦК АКП(б).
И на всех постах готовила женщин к массовому походу за полное
раскрепощение — худжуму.
Ставшее в 1929 году поистине массовым, это движение сметало многие
заградительные укрепления и валы на своем пути. Дело, конечно, и в том,
что появилась экономическая основа для больших социальных перемен в
жизни мусульманок — строились новые заводы, крепли колхозы, открывались
школы и детские сады. Все больше женщин вовлекалось в общественную и
производственную жизнь. В 1928—1929 годах более 30 тысяч азербайджанок
сняли чадру — символ затворничества, изолированности от внешнего мира.
Отказ от вековых обычаев, религиозных норм был для женщины часто
подвигом, вызовом общественному мнению, нередко и подлинным
самоотречением. Идти против многих, а в семье часто и против всех —
нелегко. Но все, что происходило вокруг, давало женщинам огромные силы.
Немало значил и замечательный пример таких, как Айна Султанова.
…В Баку вскоре после войны был открыт памятник женщине Азербайджана —
как признание заслуг той, что участвовала в революционном движении, в
строительстве социалистического общества, самоотверженно помогала
фронту. Скульптор назвал его «Освобождение». В 1986 году в Баку появился
еще один памятник женщине, теперь уже не всем, а одной — Айне
Султановой. Подробнее: http://comstol.info/2012/12/obshhestvo/5281#ixzz2EXD1KPcy
Помнить о худжуме
2 октября 2012 01:52
Елена Нестерова
Это слово означает «наступление». Так назвали начавшийся в
далеком 1927 году поход за раскрепощение женщины-мусульманки, за ее
права, просвещение, достоинство.
Худжум вызвал яростное сопротивление мусульманского духовенства,
многих охранителей «национального» быта. Борьба шла жестокая. Только в
Узбекистане за первый год худжума были убиты 300 женщин, первыми
сбросивших паранджу, нарушивших закон затворничества. Им, отдавшим жизнь
за стремление к свету и свободе, был установлен памятник в Ташкенте.
Невозможно перечислить всех активных участниц той нелегкой борьбы.
Они не забыты: ни так называемые делегатки, ни рядовые — те, кто поверил
им и пошел за ними. Люди помнят заведующую Ферганским ЦК КП(б)
Узбекистана Таджихон Шадыеву, ответственного секретаря Центральной
комиссии по улучшению труда и быта трудящихся женщин Хайринисо Шакирову,
заведующую Маргиланским женотделом Елизавету Петровну Нетесову. Помнят
Умринисо Узакбаеву, Турахон Ибрагимову, Сайдинисо Шакирову и мно-гих
других. Не забыты первые жертвы фанатизма — комсомолка Ярмазара Сурмахон
Шерматова, юная актриса Нурхон Юлдашходжаева…
Работая над проектом памятника, скульпторы Л. Б. Рябцев и В. А. Лунев
и архитектор Ф. М. Ашрафиев встречались с живыми свидетелями тех
героических лет, листали архивные документы, записи, бумаги,
разглядывали уникальные фотографии. Среди бесхитростных свидетельств тех
лет, например, такой: «Выдана настоящая справка служащему Ферганского
окружного исправдома т. Расулбаеву 3. в том, что действительно его жена
сняла паранджу 8-го Марта 1927 года на III Интернациональной площади во
время парада».
Не будем забывать о худжуме, о тех, кто сделал первые шаги на пути, который был широко открыт каждой женщине Советского Востока.
|