Предвыборный
призыв в путинский «фронт» продолжается. Вчера о намерении влить в его
ряды Российские железные дороги заявил президент РЖД Владимир Якунин.
Ранее во «фронтовики» записался профсоюз олигархов – Российский союз
промышленников и предпринимателей. Идет активная мобилизация
руководителей предприятий, региональных чиновников, профессиональных
сообществ.
Особенную заинтересованность организаторы проявляют в
учительском сообществе: и потому, что учителя имеют влияние в обществе, и
потому, что активно задействованы в проведении голосования. Недавно
один из координаторов создания «фронта» Николай Фёдоров всячески зазывал
в него председателя движения «Образование для всех», депутата Госдумы
Олега Смолина. Представляем мнение по поводу путинской инициативы и
«призыва» учителей самого Олега Николаевича.
Уважаемые коллеги!
В
последнее время ко мне неоднократно обращались руководители профсоюзных
и других общественных организаций, действующих в сфере образования, с
просьбой высказать личную гражданскую позицию в отношении участия таких
организаций в т.н. Общероссийском народном фронте. В этой связи со всей
определенностью хочу заявить следующее:
1. В мировой истории ХХ и ХХI
веков народные фронты всегда формировались на базе левых и
патриотических сил в противовес силам олигархическим, компрадорским и
вообще антинациональным. Так было в Испании и Франции в 1930-х, во
многих странах Европы – в 1940-х, в Чили и Португалии – в 1970-х, в ряде
стран Латинской Америки – в первом десятилетии ХХI века.
2. Как
известно, «Единая Россия» является партией крупного капитала
(«олигархов») и государственных чиновников (в значительной части –
коррумпированных). Не случайно Россия занимает в мировом рейтинге
коррупционных ожиданий 154-е место, а председатель Следственного
комитета РФ А. Бастрыкин заявляет: если всерьез бороться с коррупцией, в
системе госуправления работать будет некому!
Народный фронт,
созданный вокруг «Единой России», может быть только проолигархическим –
от Абрамовича, Вексельберга и Дерипаски до Усманова и Фридмана. Это
первый в мировой истории пример «народного» фронта, направленного против
интересов большинства народа. Другими словами,
«народно»-противонародного.
3. Независимые политологи единодушны:
Народный фронт – та же «Единая Россия», но крупнее и в профиль. Фронт
создается не для того, чтобы менять курс правящей партии, но чтобы его
продолжить и, возможно, усугубить. Между тем, последствия этого курса в
области образовательной политики хорошо известны. С полным основанием их
можно характеризовать как углубление интеллектуальной катастрофы,
начавшейся в 1990-х годах. Вот лишь некоторые данные.
Во-первых,
несмотря на гигантскую рекламу по поводу роста бюджетных расходов, по
данным Общественной палаты, они составляют в стране около 3,5% от
валового внутреннего продукта. В СССР, по данным Мирового банка, в 1970
г. составляли 7%. Другими словами, современный уровень финансирования – в
лучшем случае 50% от минимальных потребностей образования.
Во-вторых,
в конце 2010 г. зарплата в сфере образования (включая профессоров
вузов) составляла лишь 64% от ее уровня в промышленных отраслях
экономики. Такого низкого показателя в советский период не припомню
никогда. В США накануне кризиса он достигал 129%, а в настоящее время,
видимо, выше. По данным ЦК профсоюза работников образования, примерно в
20 регионах России в результате введения т.н. новых систем оплаты труда
заработная плата в образовании снизилась не только по отношению к другим
отраслям экономики, но и в буквальном смысле – по количеству рублей.
В-третьих,
стипендия студента обычного вуза в советский период составляла 80%
прожиточного минимума, а в оборонном вузе – 110–120%, в техникуме – 55%
от прожиточного минимума, в ПТУ – 80%. В настоящее время при прожиточном
минимуме работающего человека около 6300 рублей расчетная стипендия
составляет:
– в вузе – 1100 рублей (17% прожиточного минимума), т.е. почти в 5 раз ниже, чем была;
– в ссузе – 400 рублей (6% прожиточного минимума), т.е. в 9 раз ниже советского уровня;
– в ПТУ – 400 рублей (6% прожиточного минимума), т.е. более, чем в 13 раз ниже, чем в советский период.
В-четвертых,
по оценкам Мирового банка, качество российского образования в области
естественно-математических наук еще в начале 1990-х годов было
значительно выше, чем в среднем по Организации экономического
сотрудничества и развития. Опрос ВЦИОМ 2007 г. показал, что теперь оно
даже чуть ниже. В частности, 28% опрошенных граждан России согласились с
утверждением, что Солнце – это спутник Земли. В 2011 г. разделяющих
докоперниковские взгляды стало 32%!
В-пятых, мой друг – директор
школы из Сибири – утверждает: по сравнению с советскими временами
бумагооборот в сельской школе увеличился раз в 100. Другой директор – из
Краснодара – на наших общественных слушаниях так сформулировал главный
принцип современной образовательной политики: Дети! Уйдите из школы! Не
мешайте реализовать национальный проект «Образование»!
Бюрократическая философия мертвого образования все более и более вытесняет живую работу с детьми.
В-шестых,
в советский период отечественная система образования входила в тройку
лучших. Однако последние четыре Доклада ООН о развитии человека дают нам
в области образования следующую динамику:
2004 г. – 15-е; 2005 г. – 26-е;
2007 г. – 41-е; 2008 г. – 54-е место.
Продолжение
современного курса образовательной политики чревато дальнейшим
стремительным падением образовательного потенциала нации и крахом любых
программ модернизации.
В-седьмых, по оценкам независимых экспертов, в
советский период наша страна должна была входить в десятку лидеров по
развитию человеческого потенциала. Даже в страшном 1992 г. мы еще
занимали 34-е место. В 1999 г. – 55-е. Согласно последнему Докладу ООН о
развитии человека, Россия занимает уже 65-е место. То есть в результате
правления «Единой России», несмотря на колоссальный рост цен на нефть и
доходов государства, наши показатели ухудшились на 10 пунктов.
В-восьмых, достаточно набрать в интернете слова «Россия занимает место в мире», чтобы узнать:
Россия занимает первое место в мире:
– по числу курящих детей и подростков;
– по абсолютной величине убыли населения;
– по числу детей, брошенных родителями;
– по объемам торговли людьми;
– по количеству абортов и материнской смертности;
– по объему потребления героина (21% мирового производства);
– по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции;
Россия занимает второе место в мире:
– по числу самоубийств;
– по числу убийств на душу населения;
– по количеству заключенных на 1000 человек;
– по числу детей, усыновленных в США;
Россия занимает третье место в мире:
– по распространению детской порнографии;
– по количеству тоталитарных сект.
И
это спустя почти 12 лет после того, как правящая партия находится у
власти официально, и около 20 лет – считая вместе с идейными и
политическими предшественниками (не случайно В. Путин наградил Б.
Ельцина наивысшей государственной наградой). В такой ситуации правящей
партии следовало бы не создавать фронты, а посыпать голову пеплом и
податься в монастырь – замаливать грехи.
Кстати, о грехах. Знакомый
профессор утверждает, что отечественная теологическая наука в XXI в.
сделала крупное открытие, а именно: наряду с семью смертными грехами,
известными из Священного Писания, открыты три греха предсмертных:
изменять Родине, торговать наркотиками и голосовать за партию «Единая
Россия».
Знаю: подобострастные уже вытянулись «во фрунт», а
подневольные мобилизованы «на фронт». Остальным же хочу напомнить
знаменитый сюжет из знаменитого фильма. В нем советский разведчик
отвечает на вопрос, какой самый страшный зверь сидит в человеке?
– Наверное, заяц!..
С уважением
Олег Смолин,
заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию,
член-корреспондент Российской академии образования.
___________________________________________________________________________________________________