В Советском Союзе день девятнадцатого мая отмечался как День пионерии. И мы хотим рассказать, что такое была пионерская организация Советского Союза. Наши читатели – это в основном молодёжь, а они очень мало знают о том, кто такие были пионеры.
Та информация о советских пионерах, которую можно найти на официальных буржуазных источниках, предназначена не для того, чтобы рассказать правду, а чтобы исказить и скрыть её.
С пионерской организацией буржуазная пропаганда поступает, по сути, так же, как со Сталиным и с Великой Отечественной войной. Если в годы перестройки пионерская организация оплёвывалась истерически злобно, как всё советское, если либералы взахлёб и наперегонки издевались над её «заидеологизированностью» и тряслись от ненависти при имени пионера Павлика Морозова – то теперь буржуазия не прочь использовать образ советских пионеров в своих целях.
Мы теперь снова и снова слышим с экранов телевизоров и читаем в печати, что, мол, в пионерской организации было много хорошего, что она воспитывала в советских детях хорошие качества – уважение к взрослым, патриотизм, трудолюбие и прочее. Буржуазные деятели, чиновники и предприниматели с ностальгическим видом и с растроганной улыбкой рассказывают о том, как они носили красный галстук, как ходили в походы и пели песни у костра. И нередко высказывают пожелания – мол, не худо бы возобновить эти традиции, прививать детям с ранних лет любовь к родине и прочие хорошие чувства, ходить в походы и петь песни, играть в игру «Зарница» и помогать пожилым людям.
Но, разглагольствуя о кострах и походах, они, разумеется, ни слова не говорят о главном – о классовой сути пионерской организации и о её истинном назначении. Зато об этом очень хорошо сказано в гимне пионерской организации: «Взвейтесь кострами, синие ночи!»
«Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы пионеры – дети рабочих.
Близится время светлых годов.
Клич пионера: «Всегда будь готов!»
Из этого стиха понятно, кто такие были пионеры – дети рабочих, продолжатели дела своих отцов, их смена в борьбе за дело рабочего класса, в борьбе за построение коммунизма. То есть, пионерская организация – это детская коммунистическая организация, которая готовит ребят заступить место старшего поколения коммунистов, их родителей. Об этом ясно говорилось и в законах пионеров: «Юный пионер верен рабочему классу», и в торжественном обещании, которое давали при вступлении в пионерскую организацию:
«Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира».
***
Буржуазный источник «Википедия» не без злорадства сообщает, что пионерские отряды были созданы как аналог уже существовавших к тому времени в России бойскаутских отрядов, что советские коммунисты использовали форму бойскаутизма и в эту форму вложили коммунистическое содержание.
Нас это нисколько не впечатляет. Нашли чем уколоть! Большевики много чего использовали из того, что существовало и раньше. К примеру – школы, институты и университеты, газеты, театры, редакции, издательства. Но всё дело как раз в том и заключалось – что во всё это коммунисты вложили новое содержание. Что прежде всё это служило буржуазии, восхваляло и укрепляло её господство, пропагандировало и прославляло буржуазный образ жизни. А после победы рабочего класса всё это стало служить рабочему классу, помогало ему в его борьбе за новое общество.
То же можно сказать и о бойскаутских отрядах. По своей классовой сути и по своему назначению отряды бойскаутов были полностью противоположны пионерскому движению. Если пионерское движение было создано с целью воспитывать подрастающее поколение продолжателями дела своих отцов-рабочих, борцами за дело рабочего класса, за коммунизм – то бойскаутские отряды должны были воспитывать детей в том духе, какой требовался правящему классу в Российской империи – опорой власти царя, аристократов, помещиков и фабрикантов. До Февральской революции девизом бойскаутов было «Скаут верен богу, царю и своему слову!», после Февральской революции и свержения монархии он видоизменился и стал звучать как «Скаут верен богу, отечеству и своему слову!».
Неслучайно инициатором создания скаутского движения в Росси стал не кто иной, как царь Николай Второй. В 1910 году через своего родственника, живущего в Англии, царь получил книгу «Бойскаутинг для мальчиков». Её автором был английский аристократ, полковник сэр Роберт Баден-Пауэлл, ревностный идеолог великобританского империализма, который и основал бойскаутское движение в 1907 году. Движение это он создал с вполне определённой целью, которая ясно изложена в его книге, – воспитывать английское юношество в «патриотическом духе», то есть в духе крайне агрессивной завоевательной, империалистической политики, которую тогда вела Англия. А также способствовать их физическому развитию, приобретению ими с ранних лет военных навыков, которые в будущем помогут им успешно выполнять эту задачу – помогать английскому империализму проводить свою завоевательную политику, порабощать и грабить другие страны.
Ну, и как говорится, – рыбак рыбака видит издалека. Русский царь, прочитав книгу английского аристократа-империалиста, почувствовал в нём родственную душу и решил, что это то, что надо. «Википедия» об этом нам так и сообщает, что «книга вызвала живейший интерес царя, так как оказалась созвучной с его собственными мыслями о необходимости допризывной подготовки молодежи, особенно сельской».
Всё понятно и объяснимо. Назревала революция, царь боялся за своё господство и очень нуждался в поддержке вот такой вот подготовленной в духе сэра Баден-Пауэлла молодёжи – физически развитой и способной отстаивать власть царя и господствующего класса. Да к тому же и империалистическая война готовилась, охота была заполучить Дарданеллы и водрузить крест над Константинополем, и такие бойскауты очень бы пригодились в качестве пушечного мяса. Поэтому царь сразу приказал перевести книгу на русский язык и издать её в типографии Главного штаба. После чего приступил к созданию скаутского движения в России. Не лишним будет сказать, что к организации скаутизма на первых порах были привлечены такие родственники царя, как великий князь Георгий Константинович и сестра царицы великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
Скаутское движение не стало слишком массовым, но и то, что было создано, ясно и недвусмысленно показывало свою классовую суть. Во-первых, членами скаутских отрядов в первую очередь были дети богатых и зажиточных слоёв населения. Если там и оказывались дети неимущих, то они занимали строго подчинённое положение, а верховодили непременно дети из привилегированного класса. Бойскауты хорошо понимали свою классовую противоположность детям рабочих, и дети рабочих её понимали. Нередко между ними происходили жестокие драки. Отряды скаутов дрались с ватагами городских ребят, в основном из рабочих кварталов. И это не были просто детские драки. Суть этих стычек была действительно классовая.
Во время Первой Мировой войны скауты выполняли примерно такую роль, как наши теперешние «патриотические» юношеские организации, которые к празднику Девятого мая раздают георгиевские ленточки, маршируют на парадах, раздувают шовинизм и буржуазный патриотизм. Скауты тоже помогали империалистической политике русского царизма и после свержения царя –шовинизму русских фабрикатов и помещиков. Они раздували патриотическую истерию в духе «войны до победного конца!» – устраивали военные парады, выступали с ура-патриотическими концертами, собирали деньги «непобедимому русскому воинству», раздавали агитационные материалы в том же шовинистическом духе.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что после Великой Октябрьской революции многие скауты стали пособниками контрреволюции и помощниками белогвардейцев. Многие из них были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине участвовали в заговорах против Советской власти и попытках мятежей, а потому были арестованы Советской властью и расстреляны. Словом, классовая суть скаутизма проявила себя в полной мере.
По окончании Гражданской войны Советская власть приступила к осуществлению давно сознаваемой и давно поставленной цели – планомерному воспитанию советских детей и подростков продолжателями дела своих отцов, борцами за коммунизм. Она пришла к выводу, что при организации этого воспитания можно использовать некоторые формы скаутского движения.
Автором этой идеи стала Надежда Константиновна Крупская, жена В.И. Ленина, видный партийный деятель и крупнейший советский педагог. Надежда Константиновна всегда проявляла горячий интерес к проблемам воспитания детей и молодёжи. Она писала теоретические труды и статьи по вопросам воспитания, участвовала в полемике, спорила с буржуазными идеологами, всегда отстаивала прогрессивные методы воспитания детей и боролась с реакционными. Например, она горячо поддерживала общественное воспитание маленьких детей в детских садах и школах, в противовес английской буржуазной писательнице Эллен Кей, которая писала о якобы вредности этого воспитания и настаивала на домашнем воспитании. Надежда Константиновна также активно защищала идею совместного обучения детей и подростков женского и мужского пола, в противовес сторонникам раздельного обучения.
Особенно много писала Надежда Константиновна о том, что воспитание должно не сковывать творческие силы ребенка, а пробуждать их. Оно должно не подавлять такие естественные детские качества, как активность, любознательность, энергию, жизнерадостность – а наоборот, давать им выход, использовать их для формирования личности. Поэтому она считала крайне важным, чтобы воспитание давало детям возможность много двигаться, бывать на свежем воздухе, знакомиться с природой.
В 1921 году Надежда Константиновна выступила с идеей – для воспитания рабочих детей сменой своих отцов и продолжателями их дела создать организацию, которая заимствует некоторые формы скаутского движения, но вложит в них коммунистическое содержание. Ничего особенного в этом не было. Ведь Советская власть не отказалась, к примеру, от армии для защиты достижений Октября. Но эта армия была уже другой армией, не царской и не буржуазной – а армией рабочих и крестьян и отстаивала их власть. То же самое и здесь.
Идея Надежды Константиновны была принята. Некоторые советские деятели предлагали создать пионерские отряды на базе уже имеющихся скаутских. По сути – они просто предлагали переименовать скаутские отряды в пионерские. Это была ошибка. Как нельзя было взять уже имеющуюся царскую армию и просто переименовать её в пролетарскую – так нельзя было переименовать скаутские отряды в пионерские. Как царская армия по своей классовой сути и по своему назначению была враждебна и противоположна интересам рабочего класса – так и скаутские организации противоречили по своей сути той новой, коммунистической детской организации, которую предстояло выстраивать заново. Как следовало разрушить царскую армию и создать совершенно новую, пролетарскую – так требовалось распустить скаутские организации, которые создавались изначально для того, чтобы воспитывать детей защитниками царизма и власти буржуазии, и создать совершенно новую организацию. Такую, о которой можно было сказать: «Мы, пионеры – дети рабочих!»
Решение о роспуске скаутских организаций было принято, и к 1923 году они были полностью распущены. До 1927 года некоторые скаутские организации подпольно ещё существовали, их руководители и участники нередко занимались и антисоветской деятельностью – организацией кулацких мятежей, поджогов и диверсий против Советской власти. К 1927 году на территории Советского Союза с ними было окончательно покончено. Но немало участников и руководителей скаутских организаций, оказавшихся в эмиграции, организовали скаутские организации за рубежом. Они участвовали в деятельности белой эмиграции, которую можно выразить кратко – работа на подрыв советского строя и на реставрацию капитализма в нашей стране.
***
Первые пионерские организации были созданы при заводах, а также в школах, интернатах и детских домах. В пионеры шли дети тех, кто совсем недавно сражался на фронтах Гражданской войны, отстаивая власть Советов, – дети рабочих. Их отцы отстояли власть рабочего класса – а они должны были научиться, как продолжать их дело, готовиться к тому, чтобы заменить их и дальше строить новое коммунистическое общество.
И не только готовиться – но и теперь в меру своих сил помогать своим отцам и старшим братьям. Пионеры делали немало полезного. Помогали взрослым в борьбе с антисоветским элементами – сообщали о вредителях и спекулянтах, о затаившихся врагах Советской власти, которые раньше активно с ней боролись, а, потерпев поражение, изображали из себя мирных граждан, ожидая часа, чтобы ударить её в спину.
Ставили агитационные спектакли, которые призывали помогать Советской власти, разоблачали интервентов, контрреволюционеров, белогвардейцев, кулаков, попов. Сборы от спектаклей, как правило, шли в пользу голодающим Поволжья, на помощь беспризорным детям, на Красную армию.
Оказывали огромную помощь взрослым в организации и воспитании деревенских ребят, в привлечении их на сторону Советской власти. Делалось это так – пионерский отряд на лето селился близ какой-нибудь деревни, чаще всего в заброшенном помещичьем доме. Пионеры общались с сельскими ребятами и активно привлекали их к своей деятельности, делали их пионерами, создавали новые пионерские отряды или ячейки в деревне. Эта работа была нелёгкой и небезопасной. Деревенские дети часто были даже неграмотны. Они усвоили от своих родителей самые дикие и отсталые предрассудки, к примеру, верили в чертей и леших. Кроме того, деревенские кулаки понимали, что пионеры, юные коммунисты – это провозвестники новой жизни в деревне. Что они, раскрыв глаза крестьянам, тем самым положат конец власти кулаков. Поэтому кулаки смертельно ненавидели пионеров, клеветали на них, советовали односельчанам не пускать своих детей в пионерскую организацию и даже не позволять общаться – потому как пионеры «против бога». Всевозможными пакостями и угрозами кулаки стремились выжить пионеров, настроить против них крестьян. Но это плохо удавалось. Как бы ни запугивали деревенских ребятишек, как бы ни клеветали на пионеров кулаки и отсталые, поверившие кулакам крестьяне, – деревенские дети видели интересную, дружную и весёлую жизнь пионеров, видели их честность и справедливость и тянулись к ним, стремились стать такими же. Всё больше деревенских ребят, не боясь брюзжания родителей и не слушая клеветы, становились пионерами и создавали уже в деревне свои пионерские отряды.
Буржуазия люто ненавидела пионеров, ненавидела именно как своих классовых врагов. Об этом мы говорим не для красного словца. Вот два самых ярких примера, из которых видно, что представители свергнутого эксплуататорского класса до того их ненавидели, что готовы были расправляться ними, не считаясь с тем, что это дети.
Первый – убийство юного артиста-агитатора, Коти (Вани) Мгеброва-Чекана. Коте было всего девять лет, но он вызвал яростную ненависть буржуазии тем, что помогал Советской власти своим талантом артиста. Котя, сын актёров, революционеров и преданных сторонников Советской власти, пошел по стопам своих родителей. Вместе с ними он участвовал в спектаклях на революционные темы, выступал перед бойцами Красной армии на фронте и в Петрограде. В то время он был живой легендой. Многие знали его. Красноармейцы любили его, ждали его выступлений, а белые люто ненавидели. Котя был убит врагами Советской власти. Когда он ехал в трамвае, один из них, узнав юного артиста, столкнул его с подножки трамвая. Ему перерезало обе ноги, и Котя скончался в больнице. Это произошло в двадцать втором году.
Другой пример – Павлик Морозов. Павлик был ненамного старше Коти, он тоже был юным коммунистом и борцом за новое общество, и враги новой жизни также не посмотрели на его юный возраст и убили его. Подробнее о Павлике Морозове читайте здесь и здесь.
Наконец в Советском союзе было покончено с открытым сопротивлением классового врага. Но мирной жизни советских людей помешал другой враг – тоже классовый, который ставил себе такую же цель, что и прежние, – не дать советским людям создать новое общество, уничтожить власть рабочего класса, раздавить первое в мире социалистическое государство. Этим врагом был германский фашизм. И пионеры, юные коммунисты, в борьбе с этим врагом были такими же верными помощниками своих отцов, как и прежде. Они также остались верны своей клятве – бороться за дело рабочего класса. Теперь они защищали дело своих отцов в битвах Великой Отечественной войны.
Пионеры во всём помогали взрослым как в тылу, так и на фронте, в партизанских отрядах и в подполье. Пионеры становились разведчиками, юнгами на военных кораблях, партизанами, помогали укрывать раненых. За боевые заслуги десятки тысяч пионеров награждены орденами и медалями. Четверо посмертно удостоены звания Героя Советского Союза – Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик и Марат Казей.
После войны пионеры помогали взрослым на трудовом фронте. Вот перечисление некоторых из тех полезных дел, которые они совершали:
- Сбор макулатуры
- Сбор металлолома
- Помощь пожилым людям, семьям военнослужащих, героев Великой Отечественной, семьям погибших на войне (тимуровское движение)
- Юные помощники инспекторов дорожного движения (движение «ЮИД»)
- Юношеские добровольные пожарные дружины (движение «ЮДПД»)
- «Голубой патруль» (охрана водных ресурсов) и «Зеленый патруль» (охрана лесов)
- Выращивание служебных коней и собак для Красной армии (в 30-е гг.)
После победы оппортунизма в Советском Союзе вместе с перерождением и разложением коммунистической партии пошёл процесс разложения и формализации комсомола и пионерской организации. Если расшатывалась диктатура пролетариата, рабочего класса, – то и пионерская организация уже не предполагалась как организация, которая готовится защищать диктатуру пролетариата. Если оппортунисты отрицали классовую борьбу в социалистическом обществе – то и из всех пионерских клятв и законов были выброшены фразы о том, что пионер должен бороться за дело своих отцов.
Чем дальше, тем больше терялась классовая суть пионерской организации. Вся деятельность пионеров постепенно свелась к формальным мероприятиям, собраниям и линейкам, в которых были пионерские ритуалы, но о смысле их никто не задумывался, да к мероприятиям чисто развлекательным – походам в лес, в кино, спортивным играм и пр.
Неудивительно поэтому, что к началу перестройки пионерская организация стала чисто формальной, она полностью утратила прежние идеалы и свою классовую цель – помогать построению коммунистического общества. В перестройку либеральные клеветники, обливая грязью всё советское, не пощадили и её. Они подвергли издевательствам всё, связанное с пионерами, от начала до конца – пионерские идеалы, историю и обычаи пионерской организации, очернили всех пионерских героев. Наверно, многие помнят, с какой бешеной злобой либералы обливали грязью имя Павлика Морозова.
В 1990 году было принято решение о фактическом роспуске пионерской организации – уничтожение, которое подавалось как её «демократизация». Вместо Всесоюзной пионерской организации появилось образование под названием «Союз пионерских организаций». На самом деле этот «союз» стал полной противоположностью пионерской организации, с принципиально иной классовой сутью. В сущности, таким способом были возрождены скаутские организации. Этот «союз пионерских организаций» существует до сих пор, и он занимается тем же, чем и многочисленные детские патриотические организации, – воспитанием детей в буржуазном духе, приготовлением их к защите буржуазного строя. У этих «пионеров» даже галстук красно-синий.
Есть ещё «пионерская организация» в рамках КПРФ – и она, разумеется, настолько же пионерская, насколько КПРФ является «коммунистической». Как КПРФ занимается обманом рабочего класса, называя себя «коммунистической», – так и зюгановская «пионерская организация» обманывает детей. Она внушает им, что «пионер должен любить свою Родину», но, конечно, не говорит им, что эта «Родина» – буржуазное государство, полностью враждебное рабочему классу и всему трудовому народу нашей страны. Настоящий пионер, юный борец за дело рабочего класса, не только не может его любить – но обязан бороться против него, помогая в этом деле своим родителям.
***
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина в лучшие годы её существования, до победы хрущевского оппортунизма, – образец детской коммунистической организации. И, конечно, – это прекрасный пример для той новой организации, которая должна быть создана после свержения капиталистического строя для воспитания наших детей в духе коммунизма.
Оксана Снегирь
Оппортунизму бой и Рабочий Путь
|