Юрий Григорьевич
Петраш, почетный гражданин Обнинска, доктор философских наук, профессор –
один из немногих профессиональных исламоведов в России. Эту религию он
изучает около полувека. Сам Петраш по мировоззрению атеист, своих
убеждений не скрывает. По его мнению, люди очень мало знают об исламе, и
народ необходимо просвещать по поводу этой религии. Сайт LivePark попросил Юрия Григорьевича ответить на несколько вопросов.
—
Есть такое понятие, как «исламский терроризм». При этом ничего не
слышно о христианском, буддистском или, например, зороастристском
терроризме. Как Вы думаете, почему?
—
Скажу как человек, изучающий ислам многие годы, что это очень
агрессивная религия. В переводе с арабского ислам означает «покорность,
преданность». Имеется в виду то, что последователь ислама обязан
выражать истовую покорность Аллаху. Перевод этого имени с арабского
простой – «божество». Корни исламской воинственности уходят очень
глубоко в историю. Эта религия возникла в VII веке в западной части
Аравийского полуострова, в области Хиджаз. Ее первые апологеты –
торговая знать Мекки, которая кровно была заинтересована в собирании
разрозненных арабских племен в единое целое – чем больше народа, тем
лучше идет торговля. В те времена политика и идеология еще не сложились
как формы общественного сознания. Поэтому процесс объединения арабских
племен в единое государство происходил под религиозной оболочкой. Таковы
были социально-экономические предпосылки возникновения ислама. А
идеологические основы религии нынешнее мусульманское духовенство
тщательно скрывает. По своей же идеологии ислам до сих пор соответствует
раннефеодальному мировоззрению, эта религия базируется на идее
избранности, правильности веры в Аллаха. Кто не с нами – тот против нас.
Людей, исповедовавших другие веры, стали называть «кафирами», то есть
«неверными». Что с ними делать? Либо обратить в «правильную веру», либо
уничтожить. Отсюда и войны. Первой войной во имя Аллаха было
столкновение двух торговых центров Аравии – Мекки и Медины. Обычная
борьба за лидерство. По преданию, в войне на стороне Мекки участвовал
сам Мухаммед и победил. И его популярность резко возросла, значит Аллах
помогает мекканцам. Вскоре был завоеван весь Аравийский полуостров.
Аппетит же приходит во время еды, и Арабский Халифат поглотил Ирак,
Переднюю Азию, Северную Африку и Пиренейский полуостров, где сейчас
находится современная Испания. Несколько столетий потребовалась на то,
чтобы вытеснить силой оружия арабов из Испании. А в последние 20-30 лет
ислам активизировался. И главную причину этого я вижу в том, что
цивилизованные страны во многом сами спровоцировали мусульман на
агрессивное поведение. Это и война СССР в Афганистане, и война США
против Ирака. Произошли и так называемые контртеррористические операции в
Чечне. Упрощенно говоря, действие порождает противодействие. И, как
следствие, кровавые теракты в Нью-Йорке и Москве. Их совершили
мусульмане.
— Неужели до сих пор мусульмане считают необходимым обращать «неверных» в ислам?
—
С VII века до середины XIX столетия Средний Восток так и сидел в
трясине раннефеодальной идеологии. А когда европейский капитализм стал
проникать в страны ислама, в религии появилась тенденция модернизма.
Среди мусульман стали раздаваться голоса о том, что Коран не
соответствует окружающей действительности и ему на смену должен прийти
реконструированный текст, приспособленный к буржуазным отношениям.
Особенно популярным исламский модернизм был в Египте. Но духовная власть
задавила свободомыслие, и современный ислам мировоззренчески
практически ничем не отличается от того, каким он был более тысячи лет
назад.
— Можно ли говорить о том, что современный ислам угрожает цивилизованному миру?
—
Я считаю, что угрожает. Даже написал серьезное письмо в ООН с
предложением усмирить эту воинственную религию. По моему мнению, надо
разъяснять агрессивную идеологию Корана и ослаблять агрессивную сущность
раннефеодальной идеологии. Но мне ничего не ответили. А это серьезное
упущение и мировой, и российской политики. Я обращался к российскому
руководству. Но из аппарата правительства мне ответили, что вопрос
требует изучения и консультаций. Странная позиция. Нужно, так
консультируйтесь. Я исламовед и изучил эту религию досконально, могу все
пояснить и объяснить. Единственный из мировых лидеров, кто действенно
отреагировал на мои предложения, бывший президент Франции Жискар
д’Эстен.
— Вы и к нему обращались?
—
Да. Я несколько раз лично бывал во Франции. И еще 12 лет назад сказал
братьям-французам: «Париж хороший город, но мало в нем французов». На
улицах города сплошные хиджабы. Я тогда пошел в турецкий анклав Парижа
поговорить с мигрантами. И почувствовал, что они очень недовольны,
настроены воинственно. Спрашиваю у одного: «У тебя какое образование?».
Оказывается, школу при мечети окончил, а в Париже моет тротуары
шампунем. Так я ему говорю: «А ты хочешь, чтобы тебя ректором
университета поставили? Твоя работа соответствует уровню образования. Ты
благодарить французов должен и радоваться тому, что живешь в прекрасном
европейском городе, мировой столице культуры». Когда я вернулся в
Обнинск, написал французскому президенту письмо. Я ему посоветовал, что
нужно делать дружественной Франции в борьбе против наступления ислама:
вести широкую разъяснительную работу, объяснять агрессивную сущность
этой религии, прекратить доступ мусульман на территорию Франции, а
недовольных – депортировать, и везде запретить мусульманскую символику.
Прошло несколько месяцев и Жискар д’Эстен запретил некоторые исламские
символы во Франции.
— Каковы Ваши предложения для России?
—
Прежде всего, прекратить активную пропаганду православия. У нас по
Конституции светское государство. А на телевидении обилие религиозных
программ, прямые трансляции праздничных служб. Государство потакает
православию, а это вызывает в свою очередь раздражение у мусульман,
живущих в России. У некоторых раздражение перерастает в агрессию.
Повторюсь, на всякое действие находится противодействие. И самый главный
рецепт, как успокоить мусульман – надо прекратить государственную
поддержку православия. Все религии должны быть равноудалены от
государства. Замечу, что фон становится крайне неблагоприятным для
коренного населения Центра России. Я часто разговариваю с мусульманами,
приехавшими на работу в Обнинск. И чувствую, они набирают все больше
уверенности. И не хотелось, чтобы их уверенность дошла до критического
уровня.
— В Малоярославце местные татары-мусульмане хотели построить мечеть, но власти запретили это делать. Как относитесь к этому?
—
Если прямо отвечать на этот вопрос, я на стороне решения о том, что
мусульманскую мечеть строить нельзя. Главное основание – это обязательно
вызовет протест большинства населения. Как говорил Маркс, традиции всех
мертвых поколений, кошмаром довлеют над умами живых. Как хотите, но у
обычного христианина все, связанное с мусульманством, вызывает
отторжение. Вы можете мне хоть что угодно говорить о прекрасных немцах,
но к ним, я, «сын полка», воевавший на фронте, до сих пор отношусь с
опаской. Я видел, что они творили в России.
— В России есть традиционные места, где исповедуют ислам, Татарстан, например. И что делать? Запретить религию?
—
Я этого никогда не предлагал и не стану предлагать. Запрещение – это
абсурд. Нужно не силой действовать, а интеллектом. Необходимо влиять на
массовое сознание правдой об исламе. Давайте открывать глаза на религию!
Бога вообще нет!
— На Ваш взгляд, большая война между христианским миром и Востоком неизбежна?
—
Я думаю, обойдется локальными столкновениями. Мусульманский мир не
способен вести масштабные военные действия. Он не может противостоять
вооруженной до зубов современной цивилизации. И на Востоке это прекрасно
осознают. Поэтому и действуют путем террористических атак.
— Как Вы относитесь к фильму «Невинность мусульман»?
—
Я считаю, что зубоскальством заниматься нельзя. Всегда надо быть
толерантными, проявлять уважение к чувствам верующих. Но и не
поступаться при этом принципами. Сжигание Корана, поджог мечетей,
рисование карикатур на Мухаммеда – это неверно. Цивилизация должна
бороться с религией не с факелами в руках и не с револьверами, а
убеждением, словом. Я против зубоскальства. Так вызывается обратная
реакция у верующего человека, он становится озлобленным и агрессивным.
Сколько невинных людей погибло из-за протестов по поводу этого фильма!
Ни в коем случае нельзя издеваться над верующими, с ними нужно
действовать только интеллектом, только убеждением!
— Вам самому удалось кого-нибудь перековать?
—
Да, в моем активе сотни, а может быть тысячи переубежденных в духе
научного атеизма, что свидетельствует об эффекте умелого воздействия на
сознание прежних верующих.
Петр Фокин.