Нет мира с религиями
Ю.Г.ПЕТРАШ
Доктор философских наук, профессор,
Академик Российской академии естественных наук
НЕТОЛЕРАНТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ
Услышав название моего
выступления многие религиозные деятели буквально вознегодуют и станут
утверждать обратное. У них набор аргументов сводится к одному: боги или
бог в силу своей всеблагостности и гуманной сущности внушают людям
мораль дружбы и миролюбия; люди же по причине своей природной
испорченности и внушению нечистых сил нарушают эти миролюбивые божьи
заповеди, создавая ситуации межрелигиозных распрей.
Словом как говорится, каждому времени свои песни.
В действительности же время
наступает на пятки, заставляя религиозный клир изменять свою тактику
влияния на сознание верующих.
Так что же происходит в мире с религией и кто прав в оценке того, что нет мира под религиозными оливами?
Проблема не из лёгких и при
ее решении место бесконечных препирательств должна занять бесспорная
аргументация, опирающаяся на факты истории прошлого и того, что есть в
сегодняшней мировой действительности.
Начнем с прошлого. История
– великий учитель человечества. И если он, этот учитель, не искажает
факты и говорит только правду, ему надо верить и у него следует учиться,
чтобы не пробавляться профанацией сегодня.
А правда исторического
прошлого человечества такова, что религия, несмотря на её словеса о
миролюбии, всегда разжигала этно-национальную неприязнь, а то и
оголтелую вражду, нередко заканчивавшуюся войнами. Подчеркнем: всякая
религия в своей сущности обременена идеей собственности
исключительности и высокомерием по отношению к другим вероисповеданиям.
В чём же состоит причина этого корня зла – немиролюбия всякой религии?
Ставя этот вопрос в
качестве адекватного решения поставленной проблемы, мы не хотели бы
походить на воинствующих атеистов, видевших корень зла в «поповском
обмане» легковерных мирян. Такое традиционное «попоедство» ровным
счетом ничего не объясняет, сводя всю суть проблемы к чисто
субъективному фактору – «поповскому обману». Здесь требуется перейти на
уровень научной методологии, чтобы раскрыть подлинные
социально-экономические причины, определяющие в конечном счёте
религиозную нетолерантность. Только такой метод поможет вскрыть всю суть
этого негативного явления в истории прошлого и в настоящем времени.
Мы глубоко убеждены в
том, что именно диалектико-материалистический метод может стать
ключевым в решении поставленной проблемы, как бы к нему не относились
сегодня те, кто в сумятице сегодняшнего социального бытия не усматривал в
нем «вчерашний день».
Итак, религии не
падают с неба. Они не являются и неким шестым чувством, данным человеку
от рождения. И не есть они, религии неизбывными спутниками человечества.
Были первобытные времена, когда религии не было, придёт будущее
человечества, когда высокий уровень социально-культурного развития
человечества изживёт религию (любую, всякую!) как рудиментарное
духовно-мировоззренческое явление.
Любой объект, в
том числе и духовного порядка, проходит четыре стадии своего
существования: начала как подготовительных условий своего возникновения,
генезиса или становления, актуальности ( чем или каким стал объект) и
тенденции (куда движется объект в своё будущее - к прогрессу или к
неизбежной своей нисходящей, к гибели. Религия в этом объективном
процессе не исключение. Её начала кроются в пластах
произвольно-сумбурных мифологических представлениях на уровне
родоплеменного сообщества людей ( см. «Мифы народов мира», т. 1-11, М.;
1980-1982). Миф составил мировоззренческие основы многобожия и затем, в
условиях ранне-классового общества, шло становление политеистических
представлений об окружающей действительности. Именно здесь, в условиях
родоплеменной организации и ранне-классовых отношений лежат начала
вражды на основе культовой принадлежности между ассоциациями людей в их
многотрудной борьбе за территории и средства существования. Едва
проходившая стадию своего становления религия, как элементарно-массовая
форма общественного сознания, выступила мировоззренческим средством
объединения «своих» и враждебного отношения к «чужакам», ведущим борьбу
за существование под сенью веры в своих богов, а потом в единого бога в
условиях перехода к более сложным этно-народным объединениям.
Этот процесс прослеживается
буквально у всех народов – японцев, индусов, китайцев, персов, евреев,
арабов, русских и других. Раскроем так называемые «писания» от имени их
богов и убедимся, что в них превозносится «своя» вера и отчуждается как
«ошибочная» и даже «враждебная» вера в других богов. Раскроем хотя бы
некоторые книги, хвалящихся своим миролюбием индуизма и буддизма, чтобы
удостовериться в их отчужденности к инаковерцам (см. например, «Законы
Ману», «Бхаговат-Гита» и др., см. об этом: «Боги, брахманы, люди», М.,
1969).
То же отчуждение, высокомерие и
даже враждебное отношение к инаковерцам в хвалебном «Ветхом Завете»,
иудеев, чьи поучения их бога Яхве пропитывают всё иудейское богословие.
Читаем: «Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите
священные рощи их… «И не бери из дочерей их жён сынам своим, дабы дочери
их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение
вслед богов своих» (Исход. Гл.34 ст.13; 15). И мн.др. (см. так же:
Талмуд в УП тт. Спб., 1902-1906 гг.).
Еще с большей враждебностью
выражено отношение ислама к «неверным» (кафирам). Проходивший
становление арабский халифат вёл свои захватнические войны под зелёным
«знаменем пророка», опираясь на положение Корана о «неверных»,
подлежащих омусульманиванию вплоть до физического уничтожения
непокорных (см. Коран. 2.92,186-187, 189, 245; 4.86, 91; 8.12,17,40;
9.5,14,23,29,41,74 и др). Сторонники «веры Аллаха» преподносятся
«лучшими из людей», а погибшие «за веру» именуются почётными
«шахидами», чьи души немедленно возносятся к райским кущам (Коран.
3,151; 4,76; 47,5).
Нужно ли увеличивать
число примеров, убедительно подтверждающих факты неприязненного, а то и
откровенно враждебного отношения данной религии к инаковерию, а отсюда и
к самим людям другой веры? Пожалуй, нет, не надо.
Казалось бы,
человечество сполна настрадалось от тяжб и даже войн под флагом
утверждения той или иной «истиной веры», чтобы наконец-то прозреть и
покончить с религиозным недружелюбием. Ан нет! «Мёртвый хватает живого»,
- замечал К.Маркс. И дальше, констатировал он: «Традиции всех мертвых
поколений кошмаром довлеют над умами живых». Наш просвещённый ХХ1 век
только кое-где умерил межрелигиозное недружелюбие, но к сожалению,
далеко не везде. Хотя, верно, теологам стало понятно, что религиозная
отчужденность лишь дискредитирует самую религию. И тогда, второй волной,
- первая в Европе прокатилась в ходе эпохи Возрождения Х1У-ХУ1 вв., - в
результате культурно-научных достижений теологи предприняли отчаенные
попытки спасти престиж религии, прибегнув к тактике модернизации. Суть
ее сводится к освобождению или интерпретации наиболее архаичных сторон
религии, интерпретации ее вероучения и признания науки как средства
поиска и обоснования «мудрости творца». Прослушайте любую проповедь в
«доме бога» и Вы не услышите размышлений по мировоззренческим
проблемам, где наиболее архаичными выглядят объяснения о создании богом
мира «из ничего» и других представлений о мире и законах его
существования. Зато проповеди пестрят понятиями высокой морали,
культурно-научных достижений, мира дружбы народов и т.п. О восхвалении
«своей» религии и порицании других вер – ни гу-гу… Более того, в
ХХ-ХХ1 веках возникли многие международные и региональные организации,
призывающие к амортизации межрелигиозных столкновений. Это так
называемое экуменическое движение, породившее такие как Всемирный Совет
церквей, Всемирная студенческая христианская федерация, Лютеранская
Всемирная федерация. В этот процесс включился Ватикан, проводивший
Второй Ватиканский Собор (1962-1965 гг.), принявший декрет «Об
экуменизме». Декрет был широко поддержан международными религиозными
объединениями, хотя, к сожалению, амплитуда его за последнее время
поугасла. Этот факт отметим при нашей встрече, предшествующий папа Иоанн
Павел 11, презентовавший мне Латинский крест как символ дружелюбия
между верами и атеизмом. Особенно насыщенной идеями экуменизма и
необходимостью решения глобальных проблем современности явилась
энциклика этого папы-прогрессиста «О человеческом труде» (1981 г.) .
Такими тенденциями не может
похвалиться третья мировая религия – ислам. Его международная
организация исламского сотрудничества крайне деликатно обходит острые
углы Корана об отношении к инаковерию, либо, - под давлением мирового
сообщества, - интерпретирует эти положения в духе модернизма. Такие же
позиции занимает и официальная мечеть России, хотя, к её чести, она
открыто порицает мусульманский экстремизм и терроризм, объявляя его
«ничего общего не имеющим с миролюбивым исламом»… Столь либеральное
отношение ортодоксальных верхов к воинственным положениям Корана дает
дорогу многочисленным организациям и партиям «именем пророка и Аллаха»
открыто пропагандировать идеи «джихада», содержать лагеря
шахидов-смертников и совершать массовые акции терроризма. Примеров тому
несть числа. Почувствовав беспечное отношение правящих кругов России к
исламу и большую часть ортодоксально настроенных российских мусульман,
сюда ринулись «братья мусульмане, в особенности ваххабиты.
Арабские нефтяные магнаты пробиваются в
Россию с планами создания здесь «мусульманских банков». Их отнюдь не
смущает тот факт, что мы, Россия, «страна неверных» (дар уль-харб) и
что мы не позволим теологизировать страну какой бы то ни было религией. С
нас достаточно то же «миролюбивого» православия да многочисленных
религиозных сект, соперничающих друг с другом…
Мои обращения в ООН и к
первым лицам России о необходимости упреждения наступления ислама на
весь мир остаются не услышанными. А ислам с его идеей религиозной
исключительности рвется к мировому господству. Это создает
дополнительные трудности к тем, которые переживает сегодня мировое
сообщество.
В заключении поставим
вечный вопрос: что же делать? Что делать современному мировому
сообществу с очевидным фактом того, что религия слишком медленно
расстается с принципами исключительности своего культа
сверхъестественных сил и недружественного отношения к инаковерию? Может
быть оставить существующее положение на совести религиозных адептов?
Нет! В решении этой проблемы самотёк может только усугубить
взаимоотчуждённость религиозных конфессий. Изменению массового сознания,
которым является религия, недостаточно лишь повышения материального
благосостояния. Прежде всего необходима радикальная перестройка
социально-политических систем настолько, чтобы на деле стали
господствовать извечные идеалы человечества с их девизом «Свобода,
равенство и братство».
Это во-первых.
Во-вторых. При этом
только радикальным факторам изменения массового сознания станет
просвещение на основе научно-мировоззренческого воспитания. И только
тогда можно дойти до сознания людей, что религия суть порождение
сурово-несправедливых времён, заложивших принцип отчуждения людей на
основе вероучения о «своих» и «чужаках». И если бы религии были столь
гуманными, как они себя представляют, они бы не разделились на тысячи
конфессий и давно бы слились в единую планетарную религию (см. нашу
книгу Ю.Г Петраш. Религия, свободомыслие, атеизм. Обнинск, 2008 г.) ______________________________________________________________________________________________________ СОТРЕФ
|