Опубликовано: 26.05.2013 - 21:28.
Вениамин Давидсон,
кандидат физико-математических наук,
профессор.
Вероятно, во времена, когда произошло разделение труда, появились рабы,
наемные пастухи, ремесленники и воины, появились и богатые люди,
появились и сами понятия бедности и богатства. Во всяком случае, уже в
Ветхом завете (4 – 5 тысяч лет тому назад) упоминаются как нищие, так и
владельцы тысячных стад скота, а золото и серебро считаются мерой
богатства. И неизбежно, немедленно, с появлением разделения людей на
бедных и богатых, должны были возникнуть и размышления о том, откуда
берутся богатства и справедливо ли накопление богатств у одних, при
нищенстве других. Последний вопрос получил однозначное решение в
раннехристианской этике. В евангелии от Матфея (6.19) читаем: «Не
собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры
подкапывают и крадут», – и далее (6.24), – «Не можете служить богу и
мамоне (богатству)» (одновременно).
Происхождение богатства раскрывается в притче (25.27), в которой хозяин
поучает нерадивого раба: «… надлежало тебе отдать серебро мое торгующим,
и я пришел получил бы мое с прибылью». Христу приписывается заповедь (
От Луки. 12.15) «…берегитесь любостяжания», и его же всем известное из
различных евангелий поучение (например, от Матфея, 25.24): «… удобнее
верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство
божие». Апостолы, слушавшие это поучение Христа, как свидетельствуют
евангелия, чрезвычайно изумились и говорили между собой: так кто же
может спастись? Правда, Христос в назидание ученикам дал совет одному
юноше (от Матфея, 19.21): «… пойди, продай имение твое и раздай нищим; и
будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною». Но вот
беда (цитируем далее, там же, 19.22), «Услышав слово сие, юноша отошел с
печалью, потому что у него было большое имение». Стало быть, – уже
тогда, – две тысячи лет тому назад, возник вопрос, как примирить
стремление к богатству и «спасение на небесах», куда вход богатым
запрещен (ведь всякий понимает, что верблюду и стараться нечего в
игольное ушко протиснуться). Так эта проблема и стоит перед
христианством до наших дней.
В качестве примера того, как современным церковникам приходится
вертеться, чтобы оправдать стремление стяжателей к обогащению, очень
показательны некоторые материалы журнала «Эксперт» (Россия) №1 (833)
24.12.2012 года. Чтобы понять социальную нишу журнала, заметим, что
реклама соответствующего телеканала «Эксперт» объявляет его «первым
каналом русской буржуазии», а рецензируемый номер журнала посвящен месту
религии в современном мире, с точки зрения, естественно, буржуазии.
Особый интерес представляет беседа журналистки Елены Борисовой с
игуменом Филиппом, опубликованная в «Эксперте» под заголовком «Не
оттолкнуть человека». Игумен – это монашеское звание. Филипп был
пострижен в монахи в 1992 году в 35-летнем возрасте, после развала
Советского Союза. Пикантность ситуации состоит в том, что будущий монах
(в миру Симонов Вениамин Владимирович), ко времени пострижения, окончил
Московский государственный университет и защитил кандидатскую
диссертацию, к моменту же интервьюирования он – доктор экономических
наук, (с благословения архиерея) директор департамента
макроэкономического анализа и методологического обеспечения деятельности
Счетной палаты Российской Федерации (!) и одновременно –заведующий
кафедрой истории церкви исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Так что не вызывает сомнения квалификация игумена Филиппа, как в делах
православного богословия, так и в экономической науке.
Тем более, интересно следующее заявление игумена Филиппа: «Думаю, что
любой предприниматель, православный или не православный, понимает, что
те дополнительные доходы, которые в марксизме называют прибавочной
стоимостью, а далее – прибылью, получаются не вполне социально
естественным путем (довольно заковыристо сказано – В.Д.), а являются
результатом эксплуатации. А эксплуатация – это присвоение чужого труда. А
присвоение чужого труда есть воровство». Насчет того, любой ли
предприниматель отдает себе отчет, что ворует, оставим на совести
Филиппа, но, по сути, возражать не приходится. Игумен пишет: «Сказано
же: «не укради». А выходит – нарушение заповеди, грех». Где же выход?
Филипп описывает психологию прежнего купца, перед которым возникают два
варианта действий «для спасения». Первый вариант – отмолить грех (как
красочно выражается за купца Филипп, «пойти лоб по церквам расшибать»). –
Так ведь некогда – бизнес, времени нет. Ну, раз сам не может пойти «лоб
расшибать», то – может построить церковь, в надежде, что кто-то его
грехи отмолит. Либо – второй вариант: «тем, у кого украл, отдать. Хоть
что-то (!)». В качестве примеров такого православного
предпринимательства игумен приводит деятельность владельцев Прохоровской
и Морозовской мануфактур на рубеже XIX-XX веков, которые строили
приличные дома для рабочих, открывали столовые, медпункты, школы при
фабриках. «И все это обустраивалось из кармана предпринимателя» –
замечает доктор экономических наук игумен Филипп. Правда, в карман
предпринимателя «дополнительные доходы» попадали, как мы помним, «не
вполне социально естественным путем», но на то уж, видимо – воля божья.
Кроме того, выбор то для православного предпринимателя свободен. Может
отдать хоть что-то, а сколько будет это, – «хоть что-то», ведь остается
самому решить. А можно и не отдавать, а вместо школы церковь
воздвигнуть. А то и просто «лоб расшибить» – отмолить, – себе дешевле.
Это сам православный предприниматель решит, как ему перед богом
оправдаться за грех «не вполне социально естественного богатства».
Переходя к современности, игумен Филипп замечает, что нынешние
предприниматели не только шибко грамотные, но и в богословии многие
поднаторели. «Часть из них понимает, замечает игумен, что их прибавочная
стоимость – это чужая украденная зарплата. Большинство сознает, что… с
1992 года (то есть, – с момента реставрации капитализма на землях
Советского Союза – В.Д.) единственным источником первоначального
накопления капитала были госбюджет и государственная собственность
(попросту говоря, – беззастенчивое ограбление народа – В.Д.)». «Но, –
горестно продолжает игумен, – если на рубеже девятнадцатого – двадцатого
веков православный предприниматель манифестировал свою веру социальной
активностью, то нынешний манифестирует ее душеспасительными беседами и
участием в «православных мероприятиях». Он на молебен сходит, к
патриарху сбегает на день рождения, за архиереем пойдет».
В этом месте беседы интервьюер Елена Борисова, желая, видимо, помочь
Филиппу, говорит: «Строятся же церкви. Есть благотворительность». На что
Филипп совершенно резонно отвечает: «Раньше были социальные структуры. А
сейчас в Москве и Подмосковье не построено ни одной больницы вроде
Первой Градской, в которой, как было сказано в ее уставе 1833 года, –
«все бедные и неимущие обоего пола люди принимаемы и лечены будут
безденежно, кроме достаток имеющих…» Не строят богадельни, никак не
строят, – сокрушается Филипп, – А строят церковь на Рублевке. Золотом
сияет (!)». (Рублевка – район проживания нынешней московской знати –
В.Д.)
Сказанное Филиппом о России полностью, конечно можно отнести и к
Украине. Можно было бы добавить, что не строятся и дома культуры с
бесплатными кружками и коллективами самодеятельности для детей и
взрослых, которые были при каждом заводе и колхозе и многое другое, что
было при советской власти. Зато, церквей построено действительно много.
Церкви представляют собой мощные организации, как численно, так и в
финансовом отношении. Приведу некоторые данные по ежегодному отчету
Госкомнацрелигий Украины за 2010 год: в Украине на первое января 2010
года (более поздними сведениями не располагаю) было 35184 религиозных
организаций; монастырей – 439; духовных учебных заведений – 199;
воскресных школ – 12758 (а им еще и светские школы нужны!); печатных СМИ
– 388, плюс телеканалы, радиостанции и Интернет-сайты. Религиозные
организации располагали 22787 культовыми сооружениями, и строилось их в
2010 году 2398 (для сравнения, количество средних общеобразовательных
школ в Украине в 2013 году было 19900). В одном только Киеве было около
тысячи церквей, и бывший мэр Черновецкий ставил целью «оснастить»
церковью каждый квартал (!) города («в пределах пешеходной
доступности»!). Только священнослужителей в 2010 году было 30516! –
целая армия. А всю эту махину надо обслуживать кому то, и обслуживающим –
платить. Только прокормление зарплатой священников требовало примерно
полмиллиарда гривен в год.
На строительство и достойное оборудование больниц и детских садов денег
не хватает (вспомним хотя бы несчастную больницу, которую на собранные
по всей Украине народные деньги обещала построить жена Ющенко, да – ни
больницы, ни денег). Прикиньте теперь, во что обошлось строительство
десятков тысяч «культовых сооружений», если стоимость одной стандартной
(«модульной») церкви составляет около 40 млн. гривен, а по
индивидуальному проекту – все 200 миллионов и больше. А во что обходится
содержание религиозных телеканалов, типографий, редакций и прочего? На
это – пожалуйста. Суммы особенно впечатляют, когда в газетах и на
телевидении ежедневно раздаются вопли о помощи на лечение детей, больных
раковыми заболеваниями. Нам будут рассказывать сказки, что это деньги
не бюджетные. Но, во-первых, точно известно, что часть денег –
бюджетные, а во-вторых, даже если и пожертвованы деньги миллионерами и
миллиардерами, то все равно это кровные народные деньги, потому как из
воздуха они не возникают, а «получены не вполне социально естественным
путем». Впрочем, известно, что и не с миллионеров, а с пенсионеров
кое-кто не забывает драть «десятину», и за посредничество перед богом
брать, и за рождение, и за смерть. Но правящие классы готовы
раскошелиться: у них в лице церквей имеется государственный, по
существу, институт, которому вручено «духовное воспитание народа», и о
котором они так «пекутся». Народу рекомендуется: «Взгляните на птиц
небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и отец наш
небесный питает их. Вы не гораздо лучше их?» (Матфей, 6.25) и «…не
заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего,
во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?» (Там же, 6.24)
– это для народа. Но как же все-таки быть православным
предпринимателям? Им что делать-то? – спрашивает отца Филиппа Елена
Борисова. На что игумен говорит: «Что я могу ответить, помимо Христовых
слов: «Продай свое имение и раздай нищим, возьми крест свой и следуй за
мною». А потом замечает: «Разговоров много, а делают – единицы». Не
знаю, как Вы – читатель, а я даже о таких единицах не слышу. Храмы,
конечно, строят, не забывая при этом приобрести пару океанских яхт и
самолетов в личное пользование или прикупить островок в Средиземном
море, на котором оборудовать для себя земной рай, не дожидаясь
небесного. Что кому больше нравится. О благотворительности Филипп,
например, так рассуждает: «Веди детский дом, пока есть на это средства.
Их тоже ведь господь дает». Правда, поди – разберись: в цитате,
приведенной мною в начале статьи, Филипп утверждает, что доходы
предпринимателя (прибавочная стоимость или прибыль, как больше нравится
Филиппу) – получаются «не вполне социально естественным путем», путем
эксплуатации чужого труда, и даже обзывает их воровством, а тут говорит,
что их господь дает. Как видно, действует раздвоение личности. В первом
случае доктор экономических наук Вениамин Симонов пересиливает игумена
Филиппа, а во втором – наоборот. Чего не бывает на белом свете!
Впрочем, нельзя не сказать, что и Священное писание оставляет для
богатых лазейку в райские кущи. На недоумение учеников – как же богатому
спастись, Христос отвечает (Матфей, 19.26): «…человекам это невозможно,
богу же все возможно». Здесь, как говорится, ни прибавить, ни убавить.
Довод в религии обычный – непробиваемый. _____________________________________________________ Красное ТВ
|