Уже более двух десятилетий совершившая контрреволюцию российская буржуазия злобствует, шельмует и произносит проклятия Великой Октябрьской революции.
Буржуазные идеологи воздевают руки к небу и лицемерно голосят на все лады: «Сколько народу погибло! Сколько русских людей полегло!»
Вот, значит, в чём дело, господа! Значит, вам, сердобольным, жалко погибших русских людей? Вы просто преисполнены скорби о них и вне себя от горя? И только поэтому проклинаете Революцию?
И давно ли вы стали такими жалостливыми? Ведь ваш класс особо мягкосердечным никогда не был. Вы всегда и везде исповедовали закон джунглей. Вашими главными нравственными качествами, которые и позволяли вам стать капиталистами и удержаться в этом положении, были именно безжалостность и готовность сожрать ближнего, не моргнув глазом. Хищническая жестокость, решимость обогатиться любой ценой, в том числе ценой любых преступлений и любых человеческих жертв, – вот те качества, благодаря которым всегда и везде приобреталась собственность и сколачивался капитал, – а совсем не сердобольность и жалостливость.
Поэтому позвольте вам не поверить, что Революцию вы клянёте исключительно из гуманных чувств и жалости к жертвам. Наоборот – мы прекрасно знаем, что вы лжёте. Мы знаем, что на самом деле Революция вам ненавистна совсем по другой причине. Она вызывает в вас такую злобу именно потому, что уничтожила вашу власть и отняла у вас возможность пожирать ближнего и обогащаться за его счёт.
И вы как нельзя лучше доказали это теперь, начав компанию по героизации Первой мировой войны.
Вы проклинаете Революцию за то, что она «унесла жизни многих русских людей», – и восхваляете империалистическую бойню, в которой погибали те же самые русские люди, о которых вы теперь якобы скорбите. А в ней погибло и умерло от ран, от дизентерии и тифа, по данным западных источников[1], около миллиона семисот тысяч человек. Почти пять миллионов были ранены и покалечены. Два с половиной миллиона русских людей оказались в плену на чужбине. Похоронки в то время сыпались на Россию лавиной, в деревнях стоял вой вдов, осиротевшие детишки брали суму и шли побираться, потому что кушать элементарно было нечего. С фронта ехали эшелоны, набитые безногими и безрукими инвалидами.
Почему же вы, сердобольные, теперь так рьяно прославляете эту бойню, это кровопролитие, эту поистине всенародную беду? Значит, вы против Революции из-за её «жестокости и кровопролитности», но в то же время совсем не против участия русского народа в качестве пушечного мяса в Первой мировой?
Значит, русский народ мог и должен был приносить жертвы в империалистической свалке буржуазии, ложиться костьми за то, чтобы русские буржуи стали ещё богаче, – но не мог и не должен был бороться за своё освобождение, за справедливое общественное устройство?
Октябрьская революция впервые в мире уничтожила социальное неравенство, впервые в мире сделала рабочий класс хозяином страны и вернула русскому народу всё, что у него награбили фабриканты и помещики, веками присваивая себе его труд. И её вы называете катастрофой, и проклинаете, и стараетесь стереть либо очернить её память!
Первая мировая, которая унесла почти два миллиона жизней, велась за грабёж новых территорий, за ещё большее обогащение правящего класса Российской империи и не давала бедным и угнетённым ничего, кроме новых бедствий, горя и смертей. Но эту подлую бойню вы прославляете и доказываете, что она должна служить предметом национальной гордости, как, к примеру, делал это 1 августа 2014 года Президент России В. Путин на церемонии открытия на Поклонной горе в Москве монумента героям, павшим в годы Первой мировой войны. В этом случае жертвы и гибель русских людей вас совершенно не смущают.
Почему? Да именно потому, что в Революцию был уничтожен ваш класс, ваша власть – власть грабителей и паразитов, привыкших не считаться ни с какими с жертвами во имя своего обогащения. Революция был освободительной войной рабочего класса против вас, вот почему она вам так не мила!
Наоборот – Первая мировая была ваша война, в которой вы ценой миллионов жизней трудящихся людей, которым эта война была совсем не нужна, рвались к ещё большему обогащению, к ещё большей власти и господству и ещё большему угнетению бедных и обездоленных!
Поэтому вы клянёте революцию и возвеличиваете империалистическую бойню.
***
Желая одурачить народные массы и оправдать войну, желая скрыть её грабительский, империалистический характер, царское самодержавие и правящий класс Российской империи преподносили её как «защиту отечества». Так же поступают и их последователи, нынешние хозяева буржуазной России. Нам теперь пытаются доказать, что Первая мировая война велась исключительно в целях защиты России и её интересов. Обосновывают это тем, что Германия первая напала на Россию.
Ложь и лицемерие подобной постановки вопроса раскрыл В. И. Ленин. Он ясно показал грабительский характер Первой мировой войны, показал, что Россия, так же как Германия, Англия и Франция, – вела войну за прибыли капитала, за новые рынки сырья и сбыта, за аннексии чужих территорий.
«Захват земель и покорение чужих наций, разорение конкурирующей нации, грабёж её богатств, отвлечение внимания трудящихся масс от внутренних политических кризисов России, Германии, Англии и других стран, разъединение и националистическое одурачение рабочих и истребление их авангарда в целях ослабления революционного движения пролетариата – таково единственное действительное содержание, значение и смысл современной войны». (В. И. Ленин, 26 том, «Война и российская социал-демократия»)
Империалистические государства начали готовиться к войне задолго до 1914 года.
Подготовка велась, во-первых, дипломатическая. Страны, готовившиеся к войне, в том числе и Россия, заключали между собой военные союзы и заблаговременно договаривались – кому что достанется из спорных территорий.
Во-вторых, подготовка велась и в области вооружений. Все правительства стран, собиравшихся принять участие в войне за аннексии, резко наращивали своё военное производство. Суммы военных кредитов достигали громадных размеров, гонка вооружений шла на всех парах.
Россия тоже активно готовилась к войне.
В стране действовали крупные государственные военные заводы, в том числе Тульский и Ижевский оружейные заводы, Обуховский и Пермский орудийные заводы, Охтинский, Шостенский и Казанский пороховые заводы, Балтийский судостроительный завод и др. Военные заказы регулярно выполняли частные заводы, например такие гиганты, как Путиловский и Николаевский (судостроительные) заводы.
Велась и идеологическая подготовка к мировой бойне. Господствующие классы использовали все средства идеологического воздействия, чтобы оправдать войну в глазах народов, отравить массы шовинистическим угаром, разъединить рабочих воюющих стран, натравить их друг на друга. И здесь Россия не отставала от европейских государств – национал-шовинистическая истерия захлестнула страну.
Ведя такую активную подготовку к войне, русское самодержавие отнюдь не собиралось защищать отечество. Оно готовилось к захвату новых территорий. Аппетиты его простирались широко. Например, вынашивались планы захватить Босфор и Дарданеллы – проливы, которые находились во владении Турции. Также планировалось, ни больше ни меньше, захватить Царьград (Стамбул) и присоединить либо взять под контроль большую часть Турции.
Захват проливов и Царьграда – это вообще особый пунктик у русских реакционеров и мракобесов. На этом были просто помешаны несколько их поколений. Реакционные идеологи правящего класса мечтали о «водружении креста над Святой Софией», о превращении Царьграда в «новую столицу православия» и т.п. Они доказывали, что завоевание Царьграда и «водружение креста» есть долг и историческое предназначение русского человека.
Разделял и активно проповедовал эту идею Достоевский – тот самый, который написал знаменитую фразу про «слезинку ребенка».
Вот она, эта фраза, миллион раз обмусоленная и обсосанная ханжами:
Иван Карамазов спрашивает брата Алёшу: «Представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребёночка, бившего себя кулачёнком в грудь, и на неотомщённых слёзках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги!»
И Достоевский, который через Алёшу проповедует свои собственные идеи «христианского смирения и всепрощения», опять вкладывает в его уста свою мысль и заставляет его ответить – «нет, не согласился бы».
Как мы видим, речь идёт о том, чтобы осчастливить весь мир, всех людей, создать справедливое и нравственное общество. Но наш автор такой «гуманист», такой «человеколюбец» и христианин, что даже ради такой великой цели – счастья миллионов и сотен миллионов – не согласен пожертвовать одной слезинкой невинного ребёнка.
И вот что пишет этот христианнейший «человеколюбец» в своём «Дневнике писателя» за 1877 год[2]:
«ЕЩЁ РАЗ О ТОМ, ЧТО КОНСТАНТИНОПОЛЬ, РАНО ЛИ, ПОЗДНО ЛИ, А ДОЛЖЕН БЫТЬ НАШ
Прошлого года, в июне месяце, в июньском № моего «Дневника», я сказал, что Константинополь, «рано ли, поздно ли, должен быть наш». Тогда было горячее и славное время: подымалась духом и сердцем вся Россия, и народ шёл «добровольно» послужить Христу и православию против неверных, за наших братьев по вере и крови славян… Вот что я написал тогда о Константинополе:
«Да, Золотой Рог и Константинополь – всё это будет наше… И, во-первых, это случится само собою, именно потому, что время пришло, а если не пришло ещё и теперь, то действительно время уже близко, все к тому признаки. Это выход естественный, это, так сказать, слово самой природы. Если не случилось этого раньше, то именно потому, что не созрело ещё время».
Но во имя чего же, во имя какого нравственного права могла бы искать Россия Константинополя? Опираясь на какие высшие цели могла бы требовать его от Европы?
А вот именно (писал я) – как предводительница православия, как покровительница и охранительница его… Что бы там теперь ни случилось – мир ли, вновь ли уступки со стороны России, но рано ли, поздно ли, а Царьград будет наш». («Дневник писателя», 1877 год)
Вот так, чёрным по белому. Несмотря на все высокопарности, к которым прибегает Достоевский, несмотря на уверения, что Россия имеет полное право на Константинополь, ибо она является «предводительницей православия», – каждому ясно, что речь идёт о войне ради захвата чужих территорий.
Значит – ради того, чтобы построить справедливое общество, избавить человечество от угнетения и несправедливости, – не стоит пролить слезинку ребёнка. Ни боже мой! Как можно? Христианская нравственность превыше всего!
А вот ради того, чтобы «водрузить крест над Святой Софией», то есть отхватить кусок чужих территорий и потешить свои великодержавные амбиции, – можно положить сотни тысяч русских солдат и ещё больше турок, среди которых есть те же самые ни в чём не повинные дети!!! Ведь Достоевский не был дураком, он не мог не понимать, что турки без боя свои территории не отдадут, что речь идёт о войне. А война – это убийство, смерть, кровь сотен тысяч русских и турецких солдат, горе и слёзы их вдов и сирот.
И наш великий гуманист, который так трогательно написал о слезинке ребёнка, на это готов! Он этого жаждет, он без конца вколачивает мысль, что «Царьград должен быть наш, Царьград будет наш!»
Из этого видно, что пресловутая фраза про слезинку – что-то редкостное по своей подлости, лживости и лицемерию.
Достоевский, как лицемерный ханжа, призывает отказаться от борьбы за справедливое переустройство общества, призывает угнетенных навсегда смириться с рабством, с несправедливостью и язвами классового общества – чтобы не дай бог не пролилась «слезинка ребёнка».
Но когда нужно услужить классу богатых, когда нужно призвать народ тысячами умирать в захватнической войне самодержавия за новые территории, – наш великий гуманист, увлечённый абстрактной идеей фикс, исполнение которой, кстати, миллионам никакого счастья не сулит, с готовностью призывает не жалеть ничьих жизней и положить сотни тысяч и миллионы трупов, лишь бы «Царьград был наш».
В чём тут суть? В классовой позиции Достоевского! Он обслуживает интересы господствующего класса и потому внушает российскому обществу силой своего писательского таланта, что идти и любой ценой завоевывать Царьград – надо, а вот угнетенным бороться за своё счастье и свою свободу – нельзя, это будет «не гуманно», «не по-христиански».
Точно так же ханжат и лицемерят нынешние «гуманисты», которые в миллионный раз будут мусолить фразу Достоевского о слезинке, чтобы обвинить Революцию в жестокости, но когда им выгодно, они вмиг её забывают и принимаются прославлять империалистическую бойню 1914-1918 года.
Почему они так поступают?
А потому что, точно так же, как и Достоевский, идейно обслуживают имущий класс.
Российской буржуазии требуется, ошельмовав Революцию, возвеличить империалистскую бойню, потому что капиталистический мир вновь стоит на пороге очередного передела. И её холуи – буржуазная интеллигенция, литераторы, журналисты и пр. – наперегонки кинулись исполнять заказ хозяев.
Хозяева вознаградят их за услуги – деньгами, грантами, возможностью печатать свои холуйские писания в буржуазных издательствах, выступать по буржуазному телевидению. И холуи будут довольны.
Ну что ж – пусть радуются до поры до времени. Ложь, которая требуется их хозяевам, будет опрокинута вместе с этими самыми хозяевами. И этот момент не за горами. А российский рабочий класс запомнит и поставит им в счёт и это предательство.
Оксана Снегирь
[1] Armed forces mobilized and casualties in World War I // The New Encyclopedia Britannica. 15th edition. Macropaedia. Vol.29. Chicago, 1994. p. 987
[2] http://sloven.org.rs/rus/?p=56
Оппортунизму - бой!
|